Любому обществу нужны
одаренные люди, и задача общества состоит
в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.
К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои
способности. Очень многое зависит и от семьи, и от
школы.
Задача
семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности
ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности,
подготовить почву для того, чтобы эти способности были
реализованы.
Жажда
открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны
бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно
встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со
школьным учебником, им неинтересна
работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут
ответы на свои вопросы в различных
областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто
интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить
в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска
в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Что же понимают под термином "одаренность"?
В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. В
психологии же под ней понимают системное качество личности, которое
выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или
нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет
ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность,
зависит от многих обстоятельств.
В мировой психолого-педагогической науке существуют
различные концептуальные модели одаренности. Одной из наиболее
популярных теоретических моделей одаренности является концепция,
разработанная американским исследователем Дж. Рензулли. Он считает, что
одаренность есть сочетание трех основных характеристик:
·
интеллектуальных способностей (превышающих
средний уровень);
·
креативности;
·
настойчивости (мотивация, ориентированная
на задачу).
Кроме того, он выделял знания (эрудицию) и благоприятную
окружающую среду. Фактически, он предлагает относить к категории
одаренных тех детей, которые проявили высокие показатели хотя бы по
одной из этих характеристик. В своих работах автор заменяет термин
“одаренность” на “потенциал”.
Для педагогов концепция Дж. Рензулли представляет собой
универсальную схему, применимую для разработки системы воспитания и
обучения не только одаренных детей, но и всех остальных, что отвечает
задаче массовой школы. Действительно, детей, обладающих потенциальными
возможностями, в школе достаточно. Если не разглядеть его, не развить,
этот дар природы так и останется не востребованным.
Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта
связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но
одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к
ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий
охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе,
на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.
Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра
Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к
науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. Именно поэтому
на протяжении многих лет своей педагогической деятельности я занимаюсь
развитием и воспитанием одаренных детей. Постоянная и кропотливая работа
не только с учащимися, но и над собой приносит свои плоды, мои учащиеся
являются победителями районных, областных, региональных олимпиад,
конкурсов, успешно поступают и учатся в ВУЗах нашей и соседней областей.
Как достигаются такие результаты?
Система моей работы с одаренными детьми
включает в себя следующие компоненты:
· выявление одаренных детей;
· развитие творческих способностей на уроках;
· развитие способностей во внеурочной
деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);
· создание условий для всестороннего развития
одаренных детей.
Прежде всего, одаренных
детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны,
настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к
размышлениям, отличаются хорошей памятью. Кроме того, диагностику
одаренности я провожу, используя классические тесты Айзенка, Беннета,
Амтхауэра.
Определив таких ребят, школа
должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их
способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к
предмету.
В целях поддержки интереса к предмету и развития
природных задатков учащихся я использую творческие задания,
занимательные опыты, материалы и задачи.
Мною разработана система развивающих задач-минуток,
которые предлагаю учащимся в качестве разминки в начале урока. На
решение таких задач я отвожу не более 1 минуты и требую обязательно
подробного объяснения хода решения задачи. В случае затруднения даю
подсказки, подробно разбираем эти задачи. Например: «На какой угол Земля
поворачивается вокруг своей оси за 1 секунду?» - для 7 класса; «У вас
есть моток тонкой проволоки, карандаш и тетрадь в клетку. Как можно
определить примерно площадь поперечного сечения проволоки?» - для 8
класса и т. д.
Для многих тем курса физики мною разработаны системы
задач для домашней работы учащихся, включающие в себя качественные,
расчетные, экспериментальные с нарастанием уровня сложности.
На всех этапах урока физики я стараюсь использовать
дифференциацию: для способных детей я предлагаю более сложные задачи:
комбинированные, с недостающими или лишними данными. Например, в 9
классе при изучении темы «Ускорение свободного падения на Земле и других
небесных телах» предлагаю задачу: «Найдите ускорение свободного падения
на Сатурне». При этом полагаю, что массу и радиус планеты учащиеся
найдут в справочнике, заодно и сверят полученный результат с табличным
значением ускорения свободного падения.
На уроках физики стараюсь показать учащимся, что знание
физики необходимо всем людям, в любой работе, специализации. Для этого я
использую беседы, конкретные примеры, эксперименты, качественные задачи.
На школьном web-сайте
http://www.ladomirovka.narod.ru я создал страницу «Наши выпускники» На ней
фотографии, грамоты и награды победителей различного уровня олимпиад,
рассказы об их дальнейшей жизни и работе. Считаю, что этот материал
является наглядным примером применения физических знаний.
В практике своей работы использую поощрения за решение
сложных, олимпиадных задач, «физическую валюту». На моих уроках учащиеся
могут получить оценки «6», «7» и выше. Оценка «6» означает пятерку в
журнал и «физическую валюту» в один Ньютон, который на последующих
уроках может быть использован для увеличения оценки на один балл. На
контрольных работах за эту «валюту» ученики могут купить подсказки по
курсу 2:1. В приобретении таких «денежных единиц» учащиеся проявляют
большую активность.
Систематически провожу уроки с практической
направленностью, включающие в себя задачи политехнического содержания,
доклады учащиеся о применении законов физики в различных отраслях науки
и техники, уроки-экскурсии на предприятия. Основная задача этих уроков:
нацелить учащихся на большую и интересную работу, которая поможет им
подготовить себя к выбору профессии, к выходу в большую жизнь.
Провожу интегрированные
уроки: физика и информатика, информатика и математика. Как использовать
время, которое есть у одаренного ребенка, в силу того, что они
не нуждаются в бесконечных повторениях очевидного? Есть несколько путей:
1) ускорение обучения, т. е. курс за меньшее время, 2) обогащение
обучения. В практике свой работы использую «горизонтальное»
и «вертикальное» обогащение. «Горизонтальное» означает расширение
изучаемой области, а «вертикальное» - более быстрое продвижение к высшим
познавательным уровням в области предмета (его иногда называют
ускорением).
Невозможно привить интерес к
дисциплине ребятам, если сам учитель своим предметом не увлечен. Поэтому
я постоянно учусь, совершенствую свои знания через курсы повышения
квалификации, методические объединения школы и района, областные
научно-практические конференции.
Большое внимание придаю вовлечению талантливых детей во
внеурочную работу по физике. Часто в нашей школе проводятся недели
физики и астрономии, на которых учащиеся могут проявить себя в различных
викторинах, конкурсах: «КВН», «Занимательные опыты», «Умники и умницы»,
«Кто хочет стать миллионером» и др.
Между талантливыми ребятами, которые закончили школу и
учатся в ВУЗах области и России существует братство, духовный союз. Этих
ребят мы приглашаем на встречи, где они делятся свои впечатлениями об
учебе, школьными воспоминаниями, дают советы.
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике
моей работы являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее
способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных
потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего
образования, творческому труду в разных областях, научной и практической
деятельности. В этом году Павленко Л. стала победителем межрегиональной
заочной физико-математической олимпиады «Авангард», набрав 20 баллов из
20 возможных, в прошлом году в этой же олимпиаде учащиеся нашей школы
набрали 12 и 13 баллов из 20. В 2007 году Шапаренко С (10 кл) стал
победителем районной политехнической олимпиады, Твердохлебов В (8 кл)
получил диплом 3 степени заочной олимпиады при ВГУ.
Работу по подготовке к олимпиадам школьного и районного
уровней я провожу в течение всего учебного года. С талантливыми детьми я
занимаюсь после уроков: решаем нестандартные задачи, создаем
исследовательские работы, проекты.
Учащиеся старших классов участвуют в исследовательской
работе, свои результаты они представляют на районном, областном и
всероссийском уровнях. Так, в 2009 году Головачев Е (11кл) представлял
свой проект на областной научно-практической конференции «Открытие»,
отмечен сертификатом. Глущак Р защищал проект «Экологические проблемы
водных ресурсов Ровеньского района» на районном фестивале «Наука.
Творчество. Развитие». Бондаренко М награждена дипломом Всероссийской
открытой олимпиады «Созвездие» за проект «Космос – решение глобальных
проблем человечества» (2004 г) и др.
Немаловажным считаю и создание условия для развития
всесторонней личности.
Как известно, питание и режим дня является основной
предпосылкой взаимоотношений между организмом и окружающей средой.
Очевидно, что неправильное питание, режим дня наносят вред физическому,
психологическому и социальному развитию. Недостаток питания оказывает на
учёбу тормозящее воздействие. Поэтому я беседую с родителями о режиме
дня ребёнка, о полноценном витаминизированном питании.
Добиваюсь того, чтобы ребенок занимался работой над
собой, то есть самостоятельно умел ставить и решать поставленные задачи,
так как стимулировать творческую активность, развивать её возможно лишь
благодаря самовоспитанию. Приступаю к самообразованию, говоря о том, что
когда идешь за кем-то вслед, дорога не запоминается, а так по которой
сам прошел вовек не позабудется, и что «Талант - это 1 % способностей,
а 99% потения».
Стараюсь следить за тем, чтобы интеллект ребенка
развивался не в ущерб физическому, эмоциональному, личностному развитию
ребенка. Убеждаю, чтобы ребята занимались спортом, посещали спортивные
секции в школе, занимались дополнительно спортом дома.
Я понимаю, что несу ответственность перед ребенком за
его счастливое будущее и перед государством за воспитание полноценного,
зрелого гражданина, готового самостоятельно принимать решения и нести
ответственность за результаты своей деятельности.
Я много беседую с талантливыми ребятами. На этих
психологических консультациях я обучаю ребенка приемам регулирования
своей умственной деятельности, помогаю в определении своих
познавательных качеств, в оценке их слабых и сильных сторон, в
обнаружении и использовании способов развития работы своего интеллекта,
смены стратегий переработки информации, стимулировании или сдерживании
интеллектуальных операций, предсказании, планировании, регулирую режим
дня.
Сознание ребенка находится в стадии становления, и именно
поэтому я слежу за тем, чтобы творческий потенциал не был растрачен
впустую, а лишь приумножался. Для того чтобы работать с талантливой
молодежью, необходимо много работать над собой, то есть постоянно
самосовершенствоваться.
|