Ломакин Александр Владимирович, учитель физики и математики

Ломакин Александр Владимирович
Учитель физики и математики 
МБОУ "Ладомировская средняя общеобразовательная школа
Ровеньского района Белгородской области"

Почетный работник общего образования РФ

Ладомировская средняя школа Белгородской области

 

Главная
Немного о себе
Размышления о жизни
Фото
Достижения
Моя гордость
Гостевая книга
Карта сайта

 

Село Ладомировка
Летопись села
Достопримечательности
Жители села
Администрация
ФАП  (медпункт)
Почта и сберкасса
Детский сад
Дом культуры
Библиотека
МТС
СПК "Ленинский путь"


Ровеньский район
Школы Ровеньского района

 

Моя школа
Летопись школы
Школьный музей
Новости школьной жизни
Учителя
Учителя-пенсионеры
Фотогалерея
Выпускники
Гимн и герб школы


Напишите мне
:
ladlav@yandex.ru

 

Рейтинги  сайта

 

  Яндекс.Метрика

  Яндекс цитирования

 

 

 

 

 

Исследовательская работа "Народное творчество села Ладомировка"

  Исследовательская работа "Народное художественное творчество села Ладомировка Ровеньского района Белгородской области в системе культурных традиций русского народа" скачать бесплатно  
 

шевченко ольга сергеевна
Шевченко Ольга

«Наша народная поэзия
не уступает в богатстве
ни одному народу в мире».
В. Г. Белинский.

 

 
 

Введение.

Во все века тяжело жилось русскому народу. Горем и тоской были наполнены народные песни, плачи и рассказы о крепостничестве, горькой жалобой звучали песни и причитания о бесправной женской доле, стоном раздавалось пение бурлаков. Но и в тяжелейших условиях самодержавного строя народ не терял надежды на свое освобождение.

«Горя, надежды, тоски, голода, слез, злобы - тьма! - писал Глеб Успенский. - Но вот несутся же эти животворные, вечные, неизменные звуки, несутся они, как звуки песни жаворонка. И народная песня говорит только о неугасимой, несокрушимой силе жизни, напоминает только эту радость жить».

Никакой гнет, никакие страдания не могли иссушить душу народа, заглушить его вековечных стремлений к счастливой и свободной жизни. Вот почему и в народной поэзии было много сильного и доброго. Мечтая о победе над угнетателями, народ создавал сказки и песни, в которых положительные герои брали верх над царем, барином, полицейским, попом. Например, сказки: «Небылица», «Мальчик с пальчик».

Вспомним наши замечательные сказки. В них отражались мечты народа летать в небесах и быстро передвигаться по земле, ткать в одну ночь чудесные полотна и строить при помощи топора-саморуба прочные и красивые дворцы.

А сколько разных выдумок, говорящих опять-таки о стремлении людей к радостной и счастливой жизни. Нужна была огромная сила творческого воображения, чтобы создать образ Жар-птицы, придумать чудесное наливное яблочко на серебряном блюдечке, изобрести гусли-самогуды.

И природа в русских сказках не остается бесстрастной к поступкам человека. Она обильно награждает умных, добрых и трудолюбивых людей, безжалостно карает жестоких и злых.

До революции народ испытывал на себе весь гнет подневольного труда. Ощущая горечь тяжелых условий жизни, трудящиеся складывали песни о злой доле. Но в народных песнях - не только тяжесть, ложащаяся на плечи рабочего и крестьянина, в них выражено вековое стремление народа к свободному труду.

Актуальность проблемы. Собирать, изучать образцы народного творчества - большая, ответственная задача. Одна из ценных проблем современной фольклористики - это проблема местных традиций в народном художественном творчестве. Чем глубже и основательнее становятся наши знания об искусстве жителей русских сел в самых разных районах нашей страны, тем явственнее обнаруживается, насколько порой несходны по своему строению и характеру звучащие песни и инструментальные мелодии, бытующие в Сибири и западной России, в среднем Поволжье и верховьях Дона.

Составить представление о русской народной культуре в целом возможно, лишь тщательно изучив разнообразные местные ее проявления, где очень важно выявлять своеобразные черты в каждой местной народной традиции, поскольку именно они оттеняют оригинальность и красоту национальных, художественных форм русской народной культуры.

Описание и анализ региональных традиций русского фольклора - необходимая база, на которой формируются и развиваются наши знания о законах национального культурологического мышления.

Объектом нашего исследования будет служить народно-бытовая и традиционно-обрядовая культура села Ладомировка Ровенского района Белгородской области.

Предметом исследования будет служить семейно-бытовая обрядовость жителей села Ладомировка Ровенского района.

Глава I.

Культурно-исторические особенности становления традиций народной художественной культуры. 

1.1.Своеобразие семейно-бытовых обрядов и праздничного календаря села Ладомировка Ровеньского района Белгородской области.

 Старшее поколение жителей Белгородчины прекрасно помнит и бережно хранит свои обычаи, обряды, предания, легенды, поверья и молитвы, связанные с главными вехами жизненного пути человека: рождением, свадьбой, похоронами.

Жизненная дорога, обозначавшаяся словом «век», состояла, по мнению русского народа, из трех этапов: детства, взрослости и старости. Взрослость считалась временем расцвета, когда человек ставит перед собой множество трудных, семейных и родительских задач и, решая их, выполняет свое предназначение на земле. Детство - это период движения к вершине жизни, время роста, подготовки к выполнению своих жизненных задач, а старость - спуск с вершины, время передачи социальных ролей более молодым людям и период подготовки к уходу в иной мир.

Переход из одной стадии жизни в другую отличался специальными ритуальными действиями - «переходными обрядами».

Так, появление малыша на свет окружался тайной. Будущую мать оберегали от «чужого глаза», о ее беременности и тем более о сроке родов посторонние не знали совсем. По преданию, женщина, ждущая ребенка, способна приносить удачу и счастье другим. Поэтому в доме она пользовалась особым вниманием. Выполнялись все ее желания, так как они «исходили от младенца в утробе», и не исполнить их считалось делом греховным, а потому с ней делились последним («кусочек послаще завсегда ей отдавали»).

Согласно утверждению селянок, роды всегда принимала бабка-повитуха. В основном это были очень чистоплотные в нравственном отношении женщины, перешедшие детородный период, иногда вдовы, у которых не умирали дети, семьи которых почитались в округе благополучными и набожными. Кроме этого бабка-повитуха не только принимала роды, но и в совершенстве знала и могла выполнить необходимые с точки зрения населения процедуры над ребенком и роженицей, сопровождая их магическими действиями. Это и подготовка роженицы, и обрезание пуповины, и действие с последом, купание ребенка и матери.

Помнят пожилые селянки и массу ритуальных действ, приговоров, заговоров, способствующих здоровью и благополучию малыша. Во время сна смотреть на него не полагалось. Чтобы рос «головатым» (умным), нужно было целовать только в голову или лоб. Вообще, все самые первые действия с младенцем были окружены важными ритуалами. Например, в первый раз его стригли только лишь в год, «чтобы на уме не сказалось». Когда у ребенка начинались появляться зубы, то на «каждый зубок клали денежку» до его взросления.

Помнят местные селянки, как взрослые играли с малышами в «Козу» (Идет коза рогатая за малыми детятами). «Сороку» (Сорока, сорока кашу варила, деток кормила), «Ладушки-ладушки». Чтобы успокоить малыша, его гладили по головке, легонько «куделькая» ее из стороны в сторону. Подрастал малыш, и каждому этапу его детства соответствовали определенные игры, песни, считалки.

 Традиционная свадьба в селе Ладомировка, по нашему убеждению, наиболее полно и глубоко дает представление о мировоззрении наших предков, их верованиях, духовных ценностях, общественно-бытовом укладе.

Сватовство.

Свадьбе предшествовало сватовство. В дом избранницы приходили родня и крестная матери жениха, а с ними несколько родственников.

Не переходя порог (основное опорное бревно в доме), заводили разговор с шутками и прибаутками.

- Слыхали, что у вас есть красна девица, а у нас добрый молодец. Может мы с вами сторгуемся, сведем их вместе?

Сваты расхваливают своего молодца.

- Да какой он у нас хороший, и сам собой пригожий. Со стороны невесты тоже есть говорливая сваха. Она хвалит девушку.

- Какая она у нас пригожая, какая рукодельница, прясть умеет, вышивать, ткать.

Через некоторое время гостей приглашали к столу, начиналось выяснение условий предстоящей свадьбы. Жених и невеста при этом не присутствовали. Обычно перед таким застольем молились Богу.

Пропой.

Следующая предсвадебная церемония - пропой. Происходило это в доме невесты, куда приходила родня жениха со своими гостями. Усаживали их за стол. Наливали рюмки жениху и невесте. Им предлагалось назвать родителей. Невеста называла родителей жениха по имени отчеству, а жених называл родителей невесты. Будущая свекровь отдавала невесте вкусный подарок, завернутый в платок. Мать невесты тоже отдавала будущему зятю угощенье - калач, завязанный в платок. А они угощали всем этим своих друзей и подруг. На пропое обязательно пели песни.

После пропоя свадьбу гуляли через два или четыре месяца, а иногда даже через год.

На следующее утро ближайшие родственники невесты шли в дом жениха хозяйство посмотреть и опохмелиться. К жениху шли только близкие родственники невесты.

После пропоя невеста должна была приготовить приданое: сундук - деревянный, подушки две (набитые пером), одеяло тканое из шерсти, рушники.

Накануне свадьбы, обычно в субботу, от жениха к невесте шли четыре человека известить о начале свадьбы. Это были близкие родственники жениха: сестра с мужем, брат с женой и так далее. Они несли подарки от жениха: миску пампушек, одну или две бутылки медовухи, кусок сала, мыло, сережки, кольцо. Их встречали несколько близких родственников со стороны невесты. Гостинцы отдавали невесте, выпивали, закусывали, тем, что принесли с собой. В это время замужние пожилые женщины (вдовы к работе не допускались) замешивали тесто для каравая, который будут выпекать утром. Одновременно ставилось тесто в доме жениха.

Свадьба.

Утром в воскресенье невесту наряжают подруги. Отец с матерью благословляют невесту дома. Этим же утром выпекался каравай.

У жениха в это время наряжают лошадей. Заплетают лошадям косы, завязывают ленты, запрягают тройки, вешают колокольчики, садятся дружки и едут за молодой.

Молодую выкупают дружки, при этом шутят. Дотом едут в церковь на венчание. После венчания у дома жениха молодых встречают отец и мать жениха с хлебом и солью. Мать жениха в левой руке держит икону, правой рукой новым неметеным веником прометает дорогу молодым от ворот до крыльца дома. Отец несет хлеб и соль впереди матери. За матерью идет сваха с иконой, а за ней молодые. Обязательно следили, чтобы перед молодыми никто не прошел. Это примета: если кто-то пройдет между молодыми, то жизнь их будет недолгой.

Перед тем как зайти в дом, мать кладет вывернутую наизнанку шубу.

Молодые становятся перед отцом и матерью. Мать жениха держит икону, отец держит хлеб и соль.

Молодые становятся на колени перед родителями, целуют икону, мать, затем целуют хлеб и потом отца. После этого кланяются в ноги родителям. Это и есть родительское благословение.

Теперь родители приглашают всех гостей за стол. Сначала садились жених и невеста, потом все гости. Возле невесты сажали маленького мальчика. У него дружок должен выкупить место для жениха. Перед молодыми на стол ставили две бутылки, связанные красной лентой. Рядом, связанные две ложки, еще ставили каравай невесты. Дальше начиналось гуляние. Со стороны жениха назначался главный сват, он и руководил всей свадьбой.

Гости после всего этого несли медовуху, гуляли, пели песни плясовые и  лирические.

Сюда же в дом жениха привозили сундук, постель невесты. Происходил обряд выкупа. На протяжении всего выкупа звучали песни, частушки. Изрядно подкрепившись за столом, гости с удовольствием принимали участие в переплясах.

Молодая чета должна исполнить свой традиционный танец. Под веселую плясовую выходила молодая пара, чтобы показать свою статность, умение красиво ходить, танцевать. Через некоторое время в пляс включались все гости. В разгар свадьбы невеста резала каравай. Начиналось одаривание молодых. После этого, гости продолжали пировать.

Заканчивался пир плясовой песней, в которой принимали участие все гости, независимо от возраста.

Утром родные молодой приносили ей завтрак. Одевались в смешные наряды и шутили. Невесту от них прятали, и те ее должны были отыскать. Затем шутили, пели песни.

После свадьбы родственники принимали гостей по очереди с богатым угощением.

 1.3. Обряд погребения.

Обряд погребения, бытующий в селе, является одним из древнейших, свидетельство чему - наличие в нем ряда элементов славяно-русского погребального культа. Все это зримо прослеживается в ритуалах, обрядовых действах, плачах, причитаниях, духовных песнопениях. Большинство людей преклонного возраста земную жизнь трактуют как нечто временное, как определенную веху для перехода к миру вечному, более мощному, дорога к которому открыта для людей праведных. Утверждают, что дорога эта - «Звездный мост», известный нам как Млечный Путь.

Старожилы села утверждают, что приближение смерти многие чувствуют, особенно старые люди. А потому, в мир иной готовились заранее: складывали «смертное» (узелок с одеждой), делали «домовину» (гроб), храня «до времени» на чердаке. Чувствуя приход смерти, хозяин дома велел сыновьям вывести его во двор или в поле и, кланяясь на все четыре стороны, просил прощения у землицы-матушки и света белого. Женщина прощалась с детьми, с печью, домашней живностью, соседями, не забыв попросить у всех прощения.

После смерти покойника обмывали специально приглашенные старушки теплой водой три раза и «обряжали» в самый лучший наряд: новый комплект одежды. Причем молодых парней и девушек одевали «как под венец», ибо свою жизненную функцию им надлежало выполнить «на том свете.

 Покойного укладывали посредине комнаты на стол, сложив крестообразно руки на груди, прикрыв до пояса белым полотном. В одну руку ему «давали» крест, в другую - зажженную свечу. Священник читал отходную молитву, а все присутствующие со свечами в руках молились, плакали и причитали.

Завершается обряд погребения благочестивой трапезой - поминальным обедом в доме усопшего, куда приходили все селяне без приглашения.

В силу убеждения, что души усопших признательны живым в те дни, которые посвящены их памяти, в народном календаре особое место в этой связи отведено Святой Пасхе, Красной Горке, Троице.

Нередко  именами умерших называют и родившихся в семье детей, полагая, что душа покойного может воротиться, войдя в новорожденного младенца. Видимо, смерть для наших предков и даже ныне здравствующих стариков была и есть всего лишь переходом в новое качество в цикл от рождения к смерти и снова к рождению. 

Заключение.

Празднично-обрядовая культура Белгородчины имеет свою особую драматургию праздников, обрядов, обычаев, ритуалов, напрямую связанных со своей совокупностью историко-социальной и природной среды региона. И любые попытки возрождения традиций празднично-обрядовой культуры без восстановления исторической среды их обитания обречены на неудачу. Вне данной среды традиции празднично-обрядовой культуры будут существовать в виде экзотики, которую можно послушать, но не воспринимать как часть собственного национального самоощущения.

В результате проведенного исследования более ярко вырисовалась региональная специфика народной художественной культуры Ровеньского района. Это проявляется в своеобразии бытовавших и сохранившихся до наших дней разножанровых песен, семейно-бытовых обрядов.

Безусловно, основное влияние на формирование этого «своеобразия» оказали исторические, хозяйственно-административные предпосылки, среди которых - хозяйственные и этнические - отличаются как наиболее устойчивые.

К сожалению, сегодня отдельные виды народного искусства Ровеньского района утрачивают свою актуальность, многое забылось, стерлось из памяти старожилов. В большей мере это касается инструментальной музыки, лексики хореографических движений, народного костюма, ряда праздников и обрядов календарно-земледельческого круга. Многое необходимо восстанавливать, фиксировать и воссоздавать в практической работе Домов Культуры, воспитательной системе школ и других образовательных структур.

 

Литература.

1.     Жиров М.С. Региональная система сохранения и развития традиционной народной художественной культуры: Учеб. пособие. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2003.

2.     Жиров М.С., Жирова О.Я. Традиционные народные праздники и обряды Белгородчины: Учеб. пособие. - Белгород: БелГИК, 2002.

3.     Журнал «Встреча» №2, «Там русский дух, там Русью пахнет», 1990.

4.     Журнал «Народное творчество»,№1 «Красной девице и честь по одежке», 1991.

5.     Чуприна Н.Т. Изучение истории и культуры края. - Белгород, 2000.

6.     В.И.Бражников, В.И. Омельченко «А к Айдару-реке ровень ровная». – Белгород, «Везелица», 1998.

 
     
     

Из опыта работы...

Физика
Астрономия
Разработки уроков
Предметные недели
Внеклассные мероприятия
Физический кружок
Тесты
Контрольные работы
Самостоятельные работы
Рабочие программы ФГОС
Рабочие программы ФК ГОС
Кабинет физики
Тематическое планирование
Исследовательская работа
Сайты учителей физики

 

Информатика
Разработки уроков
Тематическое планирование
Рабочие программы
Олимпиадные задания
Внеклассная работа
Тесты
Самостоятельные работы
Контрольные работы
Практические работы
Кабинет информатики

 

Математика
Тематическое планирование
Контроль знаний
Рабочие программы
Разработки уроков
Внеклассная работа
Экзамены

 

АПО
Нормативная база
Обобщение опыта

 

Методическая работа
Доклады
Новые технологии
Мастер-класс
Документация
Локальные акты
РМО учителей информатики
ММО учителей-предметников

 

Воспитательная работа
Документация
Собрания
Творческие работы учащихся
Разработки мероприятий
Новогодние мероприятия

 

 
Поиск информации по сайту
Найти: на ladlav.narod.ru на Народ.Ру на Яндексе

Дата последнего обновления: 08.06.2020 г
© А. В. Ломакин, 2009-2021.  All rights reserved