Ломакин Александр Владимирович, учитель физики и математики

Ломакин Александр Владимирович
Учитель физики и математики 
МБОУ "Ладомировская средняя общеобразовательная школа
Ровеньского района Белгородской области"

Почетный работник общего образования РФ

Ладомировская средняя школа Белгородской области

 

Главная
Немного о себе
Размышления о жизни
Фото
Достижения
Моя гордость
Гостевая книга
Карта сайта

 

Село Ладомировка
Летопись села
Достопримечательности
Жители села
Администрация
ФАП  (медпункт)
Почта и сберкасса
Детский сад
Дом культуры
Библиотека
МТС
СПК "Ленинский путь"


Ровеньский район
Школы Ровеньского района

 

Моя школа
Летопись школы
Школьный музей
Новости школьной жизни
Учителя
Учителя-пенсионеры
Фотогалерея
Выпускники
Гимн и герб школы


Напишите мне
:
ladlav@yandex.ru

 

Рейтинги  сайта

 

  Яндекс.Метрика

  Яндекс цитирования

 

 

 

 

 

Вечер для старшеклассников "Что? Где? Когда?" скачать

 

Вечер-викторина по астрономии для старшеклассников "Что? Где? Когда?" (Из опыта работы Ломакина А. В.)
Статья опубликована в газете
"Физика. Первое сентября" №6 2003 год

 
 

Ведущий Приветствуем всех в интеллектуальном казино на игре «Что? Где? Когда». Здесь каждый из вас может заработать небольшой капитал своим собственным умом. За столом знатоков сегодня будут играть те из вас, кто пройдет отборочный тур – викторину. Внимательно слушайте вопрос и поднимайте руки. Выкрики не засчитываю!

В и к т о р и н а

         1.        Что такое терминатор с точки зрения астрономии? (Граница дня и ночи на Луне)

2.        Сколько созвездий на небе? (88)

3.        Диаметр нашей галактики (30000 парсек)

4.        Пятая по счету планета от Солнца (Юпитер)

5.        Что такое световой год? (Расстояние, которое проходит свет за год)

6.        Среднее расстояние от Земли до Солнца (150 млн. км или 1 астрономическая единица)

7.        Кто и когда впервые открыл атмосферу на Венере? (М.В. Ломоносов в 1761 году)

8.        Что такое пояс зодиака? (Совокупность 12 созвездий, через которые пролегает путь Солнца)

9.        Кто такие уфологи  и чем они занимаются? (Ученые, изучающие НЛО)

10.     Назовите спутники Марса (Фобос и Деймос)

11.     Альфа Малой Медведицы (Полярная)

12.     Что такое падающие звезды? (Это частицы вещества разрушившихся комет, которые при вторжении в земную атмосферу встречают очень сильное сопротивление воздуха, мгновенно нагреваются и превращаются в раскаленный газ, который рассеивается в воздухе на высоте 80-100 км над Землей)

Итак, за столом знатоков у нас собралась команда самых эрудированных ребят. (Ка­ждому знатоку вручается начальный капитал – 1 парсек )

Уважаемые знатоки астрономии! Выберите себе капитана. Капитаном должен быть самый эрудированный из вас, т. к. только капитан будет определять игрока, отвечающего на вопрос. Во время обсуждения у вас будет много версий ответа, а капитан должен вы­брать правильную с его точки зрения.

За каждый правильный ответ команда получает 1 очко. Игра идет до 6 очков. Тот из вас, кто даст верный ответ, получает парсеки (цена каждого вопроса указана на конвертах). Если вы дадите неверный ответ, то на вопрос может ответить зал .

В процессе игры  вы можете делать ставки на вопросы по их цене. Если ставка сыг­рает, то стоимость вопроса увеличивается в 5 раз. В случае верного ответа сделавший ставку получает упятеренный выигрыш .

Уважаемые зрители! Вы тоже можете принять участие в нашей игре. Если команда знатоков даст неверный ответ, то вы тоже можете ответить и получить «парсеки». Кроме того, вы можете делать ставки на вопросы и приумножить свой капитал в 5 раз. Можно делать несколько ставок . 

Крупье  Делаем ставки…. Ставки сделаны, ставок больше нет. (крутит волчок)

 
 

В О П Р О С Ы

1.  (1 парсек) По представлениям древних греков миром правили боги, жившие на горе Олимп. Лучезарный Гелиос был сыном Зевса – верховного бога. Греки изображали Гелиоса в золотом шлеме, на золотой колеснице с четверкой быстрых коней. Каждое утро он с восточного края неба отправлялся по хрустальному своду на запад. Закончив свой дневной путь, он пересаживался в золотую лодку и переплывал на ней море к месту вос­хода. Внимание, вопрос: « О каком небесном теле идет речь ?»    ( О Солнце, гелиос в переводе с греческого «Солнце»)                                                         ( 7, стр. 206 ) 

2. (1 парсек) Скажите следующую фразу астрономическими терминами или назва­ниями небесных тел: «Рядом с богом войны страх и ужас»      (Спутники Марса – Фобос  и Деймос. Марс – бог войны в древнеримской мифологии, Фобос и Деймос в переводе на русский соответственно «Страх» и «Ужас») 

3. ( 1 парсек) Как и почему на Руси называлось воскресенье? (Неделя, нет дел, т. е. день отдыха)                                                                                                     ( 7, стр. 39 ) 

4. (2 парсека) Уважаемые знатоки! Представьте себе гиппопотама. Представили? А теперь представьте коня на привязи. Внимание вопрос: «Что общего у гиппопотама и коня на привязи с точки зрения астрономии?»     (Это названия созвездия Большая Медведица: у египтян оно называется «гиппопотам», а у киргизов «конь на привязи». ( 7, стр. 46 ) 

5. ( 2 парсека) Все из вас могут найти на небе созвездие Большой Медведицы. Сред­няя звезда  «ручки ковша» визуально двойная. Две близко расположенные звезды называ­ются Мицар и Алькор. Какое значение имела эта звезда в древности?    (По ней проверяли остроту зрения охотников)                                                                  ( 7, стр. 339 )

6. (1 парсек) Кем и по какому поводу была сказана фраза: «Это был маленький шаг человека, но крупный шаг человечества»?    (Нейл Армстронг после посещения Луны) 

7. ( 2 парсека) Однажды знаменитый мореплаватель Х. Колумб потерпел корабле­крушение вблизи острова Ямайка. Участники экспедиции высадились на берег, но оказа­лись без пищи и воды. Местные жители не захотели им помочь. А случилось это 1 марта 1504 года. Колумб хорошо знал  астрономию, и именно это выручило их. Внимание, во­прос: «Как Колумб с помощью знаний астрономии смог убедить туземцев помочь им?»     (Колумб знал, что 1.03.1504 г. произойдет полное лунное затмение. Он пригрозил тузем­цам, что отнимет у них Луну. Вожди туземцев сначала не поверили, но когда началось за­тмение они не на шутку перепугались и приказали немедленно обеспечить людей Ко­лумба водой и продовольствием, а Колумб сделал вид, что прощает туземцев и возвращает им Луну во всей ее красе)                                                                ( 2, стр. 116 ) 

8.(1 парсек) Как и почему называется  небесное тело , которое в переводе с греческого означает «метательное копье»?       ( Болид, он похож на огненный шар, летящий по небу, за которым тянется огненный хвост)                                                          ( 7, стр. 296 )

 9. (1 парсек). У индейцев племени чероки есть такое предание: « У людей Юга была кукурузная мельница, из которой кто-то все время воровал муку. В конце концов хозяева обнаружили вора, собаку, которая, завывая, убежала к себе домой, на Север. На бегу мука сыпалась у нее изо рта, и сзади оставался белый след. Теперь на этом пути собаки мы ви­дим небесную систему, которую индейцы чероки до сих пор называют… «Где бежала собака». О какой небесной системе идет речь?       (Млечный Путь)                 ( 5, стр. 234) 

10  БЛИЦ – 2 вопроса    (3 парсека). А) Древнегреческий ученый Аристотель в 4 веке до н. э. Построил первую модель устройства мира. Система мира Аристотеля называется геоцентрической: вокруг Земли вращаются твердые прозрачные сферы, к которым при­креплены Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер и Сатурн. На восьмой сфере он поместил все звезды. Внимание, вопрос: «Что Аристотель поместил на девятой, последней сфере7»      (На девятой сфере был помещен своего рода небесный мотор, который вращал все остальные сферы. Аристотель назвал его «первый двигатель») 

Б )  В 1 веке н. э. Александрийский астроном и математик Клавдий Птолемей написал трактат «Альмагест», что в переводе с арабского означает «Великое построение». В этой книге он излагает новую, придуманную им систему мира. Вопрос: «В чем сходство и отличие систем мира Аристотеля и Птолемея?»              (Обе системы геоцентрические; у Птолемея, в отличие от Аристотеля, Солнце и планеты вращаются вокруг Земли в пустом небесном пространстве)                                                                                 ( 7 , стр. 11, 242 ) 

11 (1 парсек)  В 1868 году английский физик Джозеф Локвер с помощью прибора спектрографа изучал Солнце. Этот прибор позволяет выявлять наличие отдельных эле­ментов в телах, при этом каждому химическому элементу соответствует определенная цветная линия. В спектре Солнца Локвер заметил неизвестную желтую линию; она могла соответствовать только новому элементу, неизвестному до сих пор на Земле.  Вопрос:» Какой химический элемент был открыт сначала на Солнце, а только потом был найден на Земле?»    (Гелий; гелий в переводе с греческого «солнечный»). ( 7, стр. 227) 

12. (1 парсек) В средние века астрономы открыли очень необычную звезду. Дело в том, что ее блеск изменялся через каждые 9,5 часов. За то, что эта звезда как бы «подмигивала» астрономам, ей дали название, которое в переводе с арабского означает «дьявол». В настоящее время таких звезд почти 30000.
Вопрос: «Какое у этих  звезд общее название?»         (Алголи, алголь в переводе с арабского «дьявол»)    ( 7 , стр. 342 )

 Подведение итогов игры.

 
 

Л и т е р а т у р а

1. Воронцов-Вельяминов Б. А. Астрономия 11 класс М., Просвещение, 1998

2. Левитан Е. П. Про то, как Луна рассказала, что Земля – шар./журнал «Наука и жизнь» №7 1990 г.

3. Левитан Е. П. Что в древности люди думали о Солнце /журнал «Наука и жизнь» №1 1989 г.

4. Уманский С. П. Космические орбиты М., Просвещение, 1996

5.        Хэнкок Г. Следы богов М., Вече, 1998

6.  Энциклопедический словарь юного астронома М., Педагогика, 1986

7. Я познаю мир. Космос. Детская энциклопедия под редакцией О. Хинн М., Аст, 1998

 
     

Из опыта работы...

Физика
Астрономия
Разработки уроков
Предметные недели
Внеклассные мероприятия
Физический кружок
Тесты
Контрольные работы
Самостоятельные работы
Уровневые рабочие программы
Рабочие программы
Кабинет физики
Тематическое планирование
Исследовательская работа
Сайты учителей физики

 

Информатика
Разработки уроков
Тематическое планирование
Рабочие программы
Олимпиадные задания
Внеклассная работа
Тесты
Самостоятельные работы
Контрольные работы
Практические работы
Кабинет информатики

 

Математика
Тематическое планирование
Контроль знаний
Рабочие программы
Разработки уроков
Внеклассная работа
Экзамены

 

АПО
Нормативная база
Обобщение опыта

 

Методическая работа
Доклады
Новые технологии
Мастер-класс
Документация
Локальные акты
РМО учителей информатики
ММО учителей-предметников

 

Воспитательная работа
Документация
Собрания
Творческие работы учащихся
Разработки мероприятий
Новогодние мероприятия

 

 
Поиск информации по сайту
Найти: на ladlav.narod.ru на Народ.Ру на Яндексе

Дата последнего обновления: 09.06.2017 г
© А. В. Ломакин, 2009-2017.  All rights reserved