Пояснительная записка
Рабочая программа
по информатике и ИКТ для 3-4
классов составлена на основе
авторской программы к УМК А.В. Горячева,
опубликованной в журнале «Информатика и образование» № 10,
2007 г.
Учебный предмет изучается по учебнику А. В.
Горячева Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер) и
рассчитан на 8 уроков в течение второй учебной четверти. Для
проведения итогового контроля знаний учащихся выделен 1 час.
Изучение любого предмета в начальной школе
должно соответствовать целям общего начального образования и
должно решать общие задачи начального образования в рамках
своей предметной специфики. К основным целям общего
начального образования относятся:
·
развитие личности школьника,
его творческих способностей, интереса к учению, формирование
желания и умения учиться;
·
воспитание нравственных и
эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного
отношения к себе и окружающему миру;
·
освоение системы знаний, умений
и навыков, опыта осуществления разнообразных видов
деятельности;
·
охрана и укрепление физического
и психического здоровья детей;
·
сохранение и поддержка
индивидуальности ребенка.
Приоритетом начального общего образования
является формирование общеучебных умений и навыков, уровень
освоения которых в значительной мере предопределяет
успешность всего последующего обучения.
В то же самое время изучение информатики в
начальной школе должно решать задачи пропедевтики изучения
базового курса информатики в основной школе, которое
направлено на достижение следующих целей:
·
освоение системы базовых
знаний, отражающих вклад информатики в формирование
современной научной картины мира, роль информационных
процессов в обществе, биологических и технических системах;
·
овладение умениями применять,
анализировать, преобразовывать информационные модели
реальных объектов и процессов, используя при этом
информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том
числе при изучении других школьных дисциплин;
·
развитие познавательных
интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем
освоения и использования методов информатики и средств ИКТ
при изучении различных учебных предметов;
·
воспитание ответственного
отношения к соблюдению этических и правовых норм
информационной деятельности;
·
приобретение опыта
использования информационных технологий в индивидуальной и
коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной
деятельности.
Критерием успеха пропедевтического,
подготовительного курса информатики можно считать
сравнительную эффективность изучения школьниками основного
курса. Особое значение пропедевтического изучения
информатики в начальной школе связано с наличием в курсе
информатики логически сложных разделов, требующих для
успешного освоения развитого логического, алгоритмического,
системного мышления. Тем более, что по утверждениям
психологов основные логические структуры мышления
формируются в возрасте 5–11 лет и что запоздалое
формирование этих структур протекает с большими трудностями
и часто остается незавершенным.
К особенностям пропедевтического курса
информатики в начальной школе следует отнести его
необязательный (на федеральном уровне) характер изучения.
Отсутствие предмета в федеральном базисном учебном плане
вплоть до начала изучения базового курса в основной школе
заставляет заново вводить в базовом курсе информатики
основные понятия информатики, даже если они изучались на
пропедевтическом этапе.
Учитывая эти обстоятельства изучения
подготовительного курса информатики, мы полагаем, что в
курсе информатики и ИКТ для начальной школы наиболее
целесообразно сконцентрировать основное внимание на развитии
мышления школьников и на освоении ими практической работы на
компьютере. Развитие логического, алгоритмического и
системного мышления школьников будет способствовать освоению
таких тем как представление информации в виде схем и таблиц,
алгоритмы, элементы формальной логики, формализация и
моделирование и других логически сложных разделов
информатики. Практическую работу на компьютере можно
рассматривать как общее учебное умение, применяемое на
других уроках. Накопление опыта в применении компьютера как
инструмента информационной деятельности подводит школьников
(при последующем осмыслении и обобщении этого опыта) к
изучению таких тем как информация и информационные процессы,
виды информации, организация и поиск информации и других
подобных разделов информатики.
Рассматривая два направления
пропедевтического изучения информатики (развитие
логического, алгоритмического, системного мышления и
освоение практики работы на компьютере) можно заметить их
расхождение по нескольким характеристикам, связанным с
организацией учебного процесса.
Уроки, нацеленные на освоение работы на
компьютере:
·
требуют обязательного наличия
компьютеров,
·
предусмотрены в образовательном
стандарте и в федеральном базисном учебном плане в составе
предмета «Технологии» в 3-4 классах,
·
уроки может проводить учитель
начальных классов, учитель предмета «Технологии» или учитель
информатики.
Уроки, нацеленные на развитие логического,
алгоритмического и системного мышления школьников:
·
не требуют обязательного
наличия компьютеров,
·
проводятся, как правило, в часы
школьного или регионального компонента,
·
проведение этих уроков именно
учителями начальной школы создает предпосылки для переноса
освоенных умственных действий на изучение других предметов и
тем самым способствует значительному повышению успеваемости
по базовым дисциплинам.
Столь различные характеристики оборудования
класса, времени изучения и личности преподавателя позволяют
предположить, что для разных школ могут быть оптимальными
разные формы сочетания этих двух направлений
подготовительного изучения информатики. Именно поэтому в
данной программе рассматриваются два отдельных компонента:
технологический и общеобразовательный (это название отражает
значимое влияние информатики на изучение базовых дисциплин).
Предполагается, что оптимальное сочетание этих компонент и
определение их места в учебном процессе будет выполняться
методистами и учителями.
I.
Технологический компонент
В образовательной программе «Школа 2100»
изучение раздела «Информационные технологии» в рамках
предмета «Технологии» направлено на достижение следующих
целей:
·
овладение трудовыми умениями и
навыками при работе на компьютере, опытом практической
деятельности по созданию информационных объектов, полезных
для человека и общества, способами планирования и
организации созидательной деятельности на компьютере,
умениями использовать компьютерную технику для работы с
информацией;
·
развитие мелкой моторики рук,
пространственного воображения, логического и визуального
мышления;
·
освоение знаний о роли
информационной деятельности человека в преобразовании
окружающего мира; формирование первоначальных представлений
о профессиях, в которых информационные технологии играют
ведущую роль;
·
воспитание интереса к
информационной и коммуникационной деятельности,
уважительного отношения к авторским правам; практическое
применение сотрудничества в коллективной информационной
деятельности.
В качестве основных задач на уроках
информационных технологий ставится:
·
начальное освоение
инструментальных компьютерных сред для работы с информацией
разного вида (тексты, изображения, анимированные
изображения, схемы предметов, сочетания различных видов
информации в одном информационном объекте);
·
создание завершённых проектов с
использованием освоенных инструментальных компьютерных сред;
·
ознакомление со способами
организации и поиска информации;
·
создание завершённых проектов,
предполагающих организацию (в т.ч. каталогизацию)
значительного объема неупорядоченной информации;
·
создание завершённых проектов,
предполагающих поиск необходимой информации.
II.
Общеобразовательный компонент
Главная цель данного компонента курса
информатики и ИКТ в начальной школе – развивая логическое,
алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку
успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и
умений в областях, связанных с информатикой, которые
вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных
и программных средствах выходят на первое место в
формировании научного информационно-технологического
потенциала общества.
Основная задача – формирование умений
проведения анализа действительности для построения
информационных моделей и их изображения с помощью
какого-либо системно-информационного языка.
Цели изучения общеобразовательных основ
информатики в начальной школе:
1) развитие у школьников навыков решения
задач с применением таких подходов к решению, которые
наиболее типичны и распространены в областях деятельности,
традиционно относящихся к информатике:
·
применение формальной логики
при решении задач – построение выводов путем применения
к известным утверждениям логических операций "если-то",
"и", "или", "не" и их комбинаций - "если ... и ...,
то...");
·
алгоритмический подход к
решению задач – умение планирования последовательности
действий для достижения какой-либо цели, а также решения
широкого класса задач, для которых ответом является не
число или утверждение, а описание последовательности
действий;
·
системный подход –
рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора
более простых составных частей, каждая из которых
выполняет свою роль для функционирования объекта в целом;
рассмотрения влияния изменения в одной составной части на
поведение всей системы;
·
объектно-ориентированный
подход – постановка во главу угла объектов, а не действий,
умение объединять отдельные предметы в группу с общим
названием, выделять общие признаки предметов этой группы
и действия, выполняемые над этими предметами; умение
описывать предмет по принципу "из чего состоит и что
делает (можно с ним делать");
2) расширение кругозора в областях знаний,
тесно связанных с информатикой: знакомство с графами,
комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной
стратегией ("начинают и выигрывают"), и некоторыми другими.
Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и
методам, по отношению к каждому из них предполагается
обучение решению простейших типовых задач, включаемых в
контрольный материал, т.е. акцент ставится на умении
приложения даже самых скромных знаний;
3) создание у учеников навыков решения
логических задач и ознакомление с общими приемами решения
задач – "как решать задачу, которую раньше не решали" – с
ориентацией на проблемы формализации и создания моделей
(поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по
индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого
воображения и др.).
Говоря об общеобразовательной ценности курса
информатики, мы полагаем, что умение любого человека
выделить в своей предметной области систему понятий,
представить их в виде совокупности атрибутов и действий,
описать алгоритмы действий и схемы логического вывода
поможет не только автоматизации его действий (все, что
формализовано, может быть компьютеризовано), но и послужит
самому человеку для повышении ясности мышления в своей
предметной области.
Требования к подготовке школьников в
области информатики и информационных технологий в 3 классе
Учащиеся будут знать:
·
как правильно и безопасно вести
себя в компьютерном классе;
·
для чего нужны основные
устройства компьютера.
Учащиеся будут уметь:
·
пользоваться мышью и
клавиатурой;
·
запускать и завершать
компьютерные программы.
Учащиеся будут уметь:
·
выполнять основные операции при
рисовании с помощью одной из компьютерных программ;
·
сохранять созданный рисунок и
вносить в него изменения.
·
при выполнении проектных
заданий школьники будут учиться придумывать рисунок,
предназначенный для какой-либо цели, и создавать его при
помощи компьютера. |