Ход урока:
1.
Организационный этап.
Проверка готовности учащихся и кабинета к
уроку.
2.
Этап актуализации опорных знаний:
Фронтальная беседа по вопросам:
1)
Дайте определение информации. Приведите примеры.
2)
Перечислите информационные процессы.
3)
Приведите примеры передачи информации.
4)
Какие вы знаете единицы количества информации? Соотношения
между ними? Единицы скорости передачи информации?
3.
Этап изучения нового материала.
1.
Постановка цели урока совместно с учащимися.
2.
Изучение процесса передачи информации.
(Фронтальная работа по схеме на рис. 3.1)
Если мы рассматриваем процесс передачи
информации, то обязательно предполагаем, что имеется
источник информации, приемник информации и канал связи между
источником и приемником информации.
Давайте рассмотрим процесс передачи
информации между учителем и учениками. Кто в данном процессе
является источником информации? Приемником? Каналом связи?
Можно ли этот процесс запустить в обратном
направлении? (Источник и приемник должны поменяться ролями)
В таком случае производится двухсторонний
обмен информацией.
3. Изучение единиц скорости передачи
информации.
(Объяснение учителя) Основная характеристика
каналов – пропускная способность или скорость передачи
информации.
Обратите внимание на определение: Пропускная
способность канала (или скорость передачи информации) – это
количество информации, которое может передаваться по каналу
в единицу времени. Найдите это определение в учебнике и
выделите.
Основная единица скорости передачи информации
1 бод = 1 бит/с. Кроме этой, есть и более крупные: кбод =
1024 бод, Мбод = 1024 кбод и др.
Обратите внимание на соотношения между
единицами скорости передачи информации на с.81.
3.
Изучение единиц скорости передачи информации на практике.
Прочитайте в учебнике единицы скорости
передачи информации с. 81.
Хочу заметить, что скорость Интернета в нашей
школе не превышает 100 кбит/с.
4.
Этап проверки восприятия, осмысления и первичного
запоминания:
Фронтальная беседа по вопросам:
1)
Приведите свои примеры передачи информации. Назовите
источник и приемник информации.
2)
Перечислите единицы скорости передачи информации.
5.
Этап применения знаний по образцу:
Фронтальное решение задач
УСТНО:
За 10 с по каналу связи передано 500 байт
информации. Чему равна пропускная способность канала?
(500/10=50 байт/с=400бит/с)
Какой объем информации можно передать по
каналу с пропускной способностью 10 кбит/с за 1 минуту? (10
кбит/с*60 с = 600 кбит)
Фронтальное решение задачи
(ЕГЭ 2009 пособие Гусевой И. Ю. вариант 5
Задание В5) Средняя скорость передачи данных с помощью
модема равна 36864 бит/с. Сколько секунд понадобится модему,
чтобы передать 4 страницы текста в кодировке КОИ-8, если
считать, что на каждой странице в среднем 2304 символа.
(Решение: Количество символов в тексте:
2304*4 = 9216 символов. В кодировке КОИ-8 каждый символ
кодируется одним байтом, тогда информационный объем текста
9216*8 = 73 728 бит. Время = объем / скорость. 73728 : 36864
= 2 с)
Самостоятельное решение
упражнений по вариантам.
1 вариант (ЕГЭ
2009 пособие Гусевой И. Ю. вариант 3 Задание В5)
Информационное сообщение объемом 2,5 кбайт передается со
скоростью 2560 бит/мин. За сколько минут будет передано
данное сообщение?
(Решение: переведем 2,5 кбайт = 2560 байт =
20 480 бит
20480 бит/2560 бит/мин = 8 мин)
2 вариант.
Какой объем информации можно передать за 10 мин по каналу с
пропускной способностью 5 кбайт/с
Решение: 600 с * 5 кбайт/с = 3000 кбайт :
1024 = 2,9 Мбайт
6.
Этап коррекции знаний и способов деятельности.
Анализ контрольной работы.
7.
Домашнее задание: п. 3.1, задание 3.1 с. 81
8.
Итог урока. Перечислите единицы скорости передачи информации
и соотношения между ними. |