|
Выступили:
1. По первому вопросу
выступила Орищенко Е. А. с докладом. (Доклад прилагается)
Евгения Алексеевна напомнила
коллегам суть компетентностного подхода в обучении, ключевые
компетенции на уроках географии. Сказала, что современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной
деятельности в поле информации. Происходит это потому, что
дети часто испытывают серьезные затруднения в восприятии
учебного материала. Чтобы осуществить переход от
информационной модели обучения к деятельной необходимо
процесс обучения строить так, чтобы знания стали фундаментом
практической деятельности.
Евгения Алексеевна привела несколько примеров работы на
уроке по формированию компетенции школьников. Так, она очень
часто использует многообразие иллюстративного материала в
учебнике: карты, диаграммы, фотографии, схемы. Например,
применение схем в учебном процессе способствует активизации
творческой деятельности учащихся, развитию интеллектуальных
умений (анализировать, сравнивать, синтезировать,
обобщать…), самостоятельности в осуществлении самоуправления
учебной деятельностью. Схемы представляет в виде презентаций
для усвоения географических терминов (урок «Реки в природе и
на географических картах»), или, читая текст, слушая
объяснение учителя, школьники учатся выражать с помощью
схем то, что понимают, что пытаются осмыслить, что хотят
сделать. Для осмысления содержания текста использует прием –
чтение с остановками. При этом в тетрадь выписываются новые
слова, «ключевые слова», топонимы и т.д. На предложенное
задание: найти в тексте и выписать слова и высказывания,
заслуживающие особого внимания и которые достойны
обсуждения, учащиеся, как правило, работают активно. Далее
организуется обсуждение результатов работы. При этом могут
быть намечены следующие шаги – поиск дополнительной
информации – доклад, реферат – тема: «Уникальные территории
региона».
Важной способностью сегодня является умение прогнозировать.
В этом случае хорошо зарекомендовал себя прием «Верные –
неверные утверждения» Учитель предлагает несколько
утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные»
утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто
угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы,
выделяя ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет
удерживать внимание до конца урока.
В старшем звене она старается на каждом уроке уделить
несколько минут обсуждению проблем, ситуаций, которые за
прошедшую неделю потрясли мир. Самостоятельность проявляется
в просмотре телепередач, чтении новостей по Интернету, в
газетах и т.д. Сообщения сопровождаются работой по карте.
Итог - формируются: образ мира, навыки краткого изложения,
своя точка зрения, знание карты. Старшеклассники любят также
прием «Учимся задавать вопросы»
В заключение она сказала, что проводя анализ таких уроков,
можно отметить самостоятельность учащихся, их стремление к
частично поисковой и исследовательской деятельности. Ребята
учатся вырабатывать собственное мнение, строить
умозаключения, логические цепочки доказательств, выражать
свои мысли уверенно. Все методические приемы позволяют
осуществлять компетентностный подход в обучении и
воспитании.
2.
Ляшенко Е. Д. познакомила коллег с опытом работы по рабочим
тетрадям. (Материалы прилагаются).
Елена Дмитриевна сказала,
что работает по рабочим тетрадям уже более трех лет с
учащимися различного уровня подготовки и мотивации.
Опыт
работы показывает, что при самостоятельном чтении учебника
школьники часто скользят по тексту, не замечая многих важных
положений. В то же время, видя, что в учебнике содержатся
все основные сведения, ребята зачастую не ведут записей по
ходу урока. Учитель же, привыкший большую часть урока
использовать для передачи информации, нередко испытывает
трудности в организации работы ребят. Помочь в преодолении
этих затруднений, почти неизбежно возникающих при переходе к
новой учебной литературе, призваны рабочие тетради на
печатной основе. Использование рабочих тетрадей по географии
положительно влияет на процесс узнавания предметов, общую
обработку информации; развивает образное мышление,
кратковременную, непроизвольную память, активизирует
логическое и абстрактное мышление, развитие речи, письменных
навыков, развитие долговременной, логической памяти. Они
развивают межполушарное взаимодействие, что является одним
из требований здоровьесберегающей технологии.
Рабочие тетради помогают активизировать визуальную и
кинестетическую систему восприятия при условии эстетически и
дидактически грамотного их оформления. Тетради значительно
расширяют методический аппарат, содержащийся в учебниках.
Вопросы сформулированы таким образом, чтобы помочь
школьникам выделить наиболее важное и существенное в учебном
тексте… Наряду с вопросами в тетрадях содержатся
разнообразные задания. Ученикам предлагается закончить
фразу, выбрать вариант ответа и обосновать свой выбор;
сформулировать свой вариант ответа, если ни один из
приведенных не воспринимается как правильный и полный;
подобрать нужные даты; расположить события в хронологическом
порядке».
Благодаря этому дети учатся находить фактический материал
(например, географические объекты), выписывать его;
письменно отвечать на вопросы и зачитывать их; формулировать
ответы самостоятельно, так как в готовом виде их в учебнике
нет. Использование тетрадей избавляет учащихся от большого
объема механической работы, поскольку задания рассчитаны на
краткие и в то же время емкие ответы, помогают найти
правильные ответы. Целиком заполненная рабочая тетрадь, в
которую своевременно внесены необходимые уточнения и
исправления, в последствии может стать отличным конспектом
для повторения пройденного материала. Далее Елена Дмитриевна
привела конкретные уроков с различными приемами работы с
рабочими тетрадями.
В
заключение, Елена Дмитриевна сказала, что
в тетрадях собрано много интересных сведений и заданий из
художественной, научно – популярной литературы. Они вызывают
интерес к изучению географии, желание читать и расширять
свой кругозор.
3.
По третьему вопросу с докладом выступила Иванова Р. А.
(Доклад прилагается). Она обратила внимание коллег на
большое значение географической площадки в школе при
изучении географии для отработки практических навыков
учащихся. Раиса Алексеевна сказала, что на географической
площадке главный метод исследования – наблюдения, которые
сближают учащихся с природой, развивают любовь к родному
краю.
Иванова Р. А. поделилась
опытом использования географической площадки. Уже в 6 классе
на первых уроках она учит детей ориентироваться на
местности, вести календари погоды. Метеорологические
наблюдения проводит регулярно, в определенное время. Раиса
Алексеевна учит детей измерять температуру, атмосферное
давление, направление ветра с помощью флюгера, облачность,
количество осадков с помощью осадкометра, а также туман,
гроза и др. Все наблюдения дети фиксируют в календаре
погоды. Кроме того, на географической площадке проводятся
некоторые практические работы по курсу.
4.
Ольшанская Ю. А. познакомила коллег с кодификатором и
спецификацией КИМов ГИА 2013 года. (Материалы: кодификаторы,
спецификации КИМов ГИА и ЕГЭ прилагаются) Она обратила
внимание на изменения в КИМах ГИА: общее количество заданий
сокращено с 31 до 30, максимальный первичный балл за
выполнение всех заданий работы уменьшен с 33 до 32; изменено
число заданий с выбором ответа, кратким ответом и
развернутым ответом: 18, 9 и 3 соответственно. В работу 2013
года не включено теперь задание, в котором предлагалось
определить наибольший по численности город России.
Юлия Александровна также
напомнила, что на ГИА по географии допускаются линейки,
непрограммируемые калькуляторы, географические атласы для 7,
8, 9 классов. Задания части А и В проверяются компьютером,
часть С – экспертами. Задания 14, 20 оцениваются от 0 до 2
баллов, остальные по 1 баллу. На экзамене не допускается
специалист по географии. На выполнение работы отводится 120
мин.
Далее Юлия Александровна
изложила основные моменты ЕГЭ по географии 2013 года. Работа
состоит из трех частей: часть А 24 тестовых задания, часть Б
13 заданий с кратким ответом, часть С 6 заданий с
развернутым ответом. Также задания А и Б проверяются
компьютером, часть С – экспертами. Первичный максимальный
балл за работу 53. На выполнение работы отводится 180 минут.
Юлия Александровна заострила
внимание на изменениях в КИМах ЕГЭ 2013 года: количество
заданий в части Б сокращено с 14 до 13, в результате общее
количество заданий сократилось с 44 до 43. Включено новое
задание базового уровня сложности А24, проверяющее умение
определять и сравнивать по разным источникам информации
географические тенденции развития социально-экономических
процессов и явлений и задание повышенного уровня В5,
проверяющее умение решать задачи на определения различий во
времени в различных часовых поясах.
5. Сердюкова О. И.
предложила коллегам приемы решения отдельных заданий ГИА по
географии.
6. Харьковская Н. Н.
поделилась опытом решения заданий части С ЕГЭ по географии.
Учителя рассмотрели приемы решения заданий, предложенные в
демоварианте ЕГЭ. (Материал прилагается)
В заключение, Ляшенко Е. Д.
познакомила учителей с новинками методической литературы по
географии.
Постановили:
1.
Использовать в практике своей работы приемы,
позволяющие формировать ключевые компетенции школьников:
«Учимся задавать вопросы», чтение с остановками, «Верные-неверные
утверждения» на основе методики, изложенной Орищенко Е. А.
2.
Перенять опыт работы Ляшенко Е. Д. с рабочими
тетрадями по географии.
3.
Активизировать работу в школах по оснащению,
использованию географической площадки на уроках географии.
4.
Обратить внимание на изменения в ГИА и ЕГЭ 2013 года
при подготовке учащихся к выпускным экзаменам.
5.
Взять на вооружение приемы решения отдельных заданий
ГИА и ЕГЭ, предложенные Сердюковой О. И, Харьковской Н. Н.
|
|