Приведем небольшую историческую справку. Во-первых, дальтон
– это город в США, где впервые была создана такая школа.
Отсюда и произошло название. Сейчас подобные школы
распространены в США, Голландии и многих других странах.
Американский педагог Хелен Паркерхерст, изучив положение дел
в школах, пришла к заключению о том, что в них
осуществляется насильственное обучение, подавляющее
естественное желание детей свободно высказывать свои мысли,
задавать вопросы, играть. Поэтому она поставила своей
задачей найти новые подходы организации жизнедеятельности
детей в образовательном процессе. Х.Паркерхерст разработала
«Лабораторный план», имеющий своей целью научить детей
жить в социуме, развивать ум, тело и дух.
В
основе технологии «Лабораторного плана» лежала идея
объединения деятельности учителя и учащихся по достижению
индивидуализированных целей обучения.
Цели Дальтон-технологии: обеспечить
индивидуализированное развитие ученика; обеспечить развитие
его социального опыта за счет овладения навыками
сотрудничества, ответственности и самостоятельности в
учебно-познавательной деятельности.
Исходные теоретические позиции Дальтон-технологии
Дальтон –план - это сочетание кабинетного обучения с
образовательным процессом, основанным на трех принципах:
свобода, самостоятельность, сотрудничество. Все эти принципы
объединяются ведущим принципом – принципом гуманизма. В этом
суть философии Дальтон-технологии.
Принцип свободы. Свобода – это право выбора учеником
предмета, темы, партнера, источников знаний, темпа, форм и
способов работы. Естественно, что сам учебный предмет в
основном определяется учебным планом. Но эта свобода
сочетается с ответственностью: ученик осуществляет свободное
учение, осуществляет самоконтроль, взаимоконтроль, но
окончательно уровень достижения цели оценивает учитель по
каждому свободно выполненному заданию. Каждый ученик
индивидуально отчитывается перед учителем. Таким образом,
свобода сочетается с ответственностью.
Принцип самостоятельности.
Самостоятельность – это выбор учеником уровня
самостоятельности познавательной деятельности и маршрута
своего развития, самостоятельность действий принятия решения
и ответственности за этот выбор.
Принцип сотрудничества. Сотрудничество – это выбор
формы учебно-познавательной деятельности: индивидуальной,
парной, в малой группе. Ученик имеет право обращаться за
помощью к кому угодно: к учащимся, родителям, учителю. Он не
должен бояться признать, что чего-то не знает. Это дает
возможность учащимся учиться уважать другого человека, уметь
его выслушать, понять, найти с ним контакт, учиться
принимать совместные решения, доверять друг другу, учиться
помогать другим, отвечать за работу в группе. По поводу
помощи важно отметить, что она состоит в том, чтобы указать,
где и как искать ответ на вопрос.
Все
эти исходные позиции философии рассматриваемой технологии
реализуются через дальтон-план, включающий в себя задания,
лабораторию и «дом».
Задания составляют содержательную основу технологии
Дальтон. Они должны носить творческий характер. В каждом
задании определяется задача (проблема), а сами задания
формулируются на уровневой основе. Могут быть задания
исследовательского характера с постановкой эксперимента,
разработкой проекта и т.д. Задания могут ограничиваться
учебной программой или выходить за ее рамки. Выполнение
задания не только проверяется учителем индивидуально у
каждого ученика, но и дается проверочная работа для всех.
Собственно говоря, именно результаты этой работы и
оцениваются. За каждое задание отметка не ставится, а только
отмечается его выполнение и дается устная оценка учителем.
К
самим заданиям предъявляются следующие требования: задания
носят уровневый характер; задания охватывают достаточный
объем учебного материала; четко формулируется цель задания,
а значит и результат его выполнения; задание должно быть
понятным и интересным ученику; задание рассчитано на
возможность ученика самостоятельно справиться с ним. Для
этого в задании даются указания, литература, сроки
выполнения; задания предполагают различные формы их
выполнения, возможность сотрудничества с другими; в заданиях
предусматривается возможность для учета, самоконтроля и
контроля (например, выступление в группе и др.); ученику в
процессе выполнения задания должно быть ясно, когда и к кому
можно обращаться за помощью; содержание задания
предполагает предварительное и последующее обсуждение.
Лаборатория - это время в расписании ученика, отведенное
для самостоятельной работы над заданием, а также для участия
в учебных занятиях.
«Дом» – это условия, приближенные к домашней свободе:
наличие места, где ученику комфортно работать; свобода
выбора с кем выполнять работу; наличие группы консультантов
и т.д.
Системы действий учителя и учащихся
Одним из важных вопросов в аспекте реализации исходных
теоретических позиций является вопрос о формах
реализации Дальтон-плана.
Можно выделить четыре формы реализации Дальтон-плана.
Системы действий учителя и учащихся будут рассмотрены нами в
рамках каждой из четырех форм. Это позволит достаточно четко
выделить специфику каждой формы.
Классное учебное занятие – это занятие, имеющее своей
целью главным образом усвоение теории и отработку умений и
навыков, их закрепление. Могут быть лекции, контрольные
уроки, уроки коллективной рефлексии, т.е. это – составная
часть классно-урочной системы. В школе Дальтон вводились
иногда и определенные табу, например, классное учебное
занятие не рекомендуется пропускать.
Основными признаками коллективного урока являются: наличие
проблемы, которая возникла у большинства учащихся во время
практической деятельности; учитель – организатор и участник
процесса обсуждения; ученик – участник и субъект
организационной деятельности; результатом коллективного
урока является некое решение проблемы (для каждого может
быть своя) с выходом на последующую деятельность через
возникшие вопросы и затруднения.
На
таких уроках нельзя читать лекции; уходить при обсуждении от
заявленной темы; делать выводы, носящие законченный
характер; давать оценку выступлениям.
К
признакам лабораторного занятия относятся: наличие места,
где сосредоточена необходимая литература, пособия,
справочник и др.; длительный промежуток времени, в течение
которого лаборатория работает, чтобы ученик мог погрузиться
в выполнение своего задания; присутствие одного или
нескольких консультантов. Во время занятия ученик работает
индивидуально (в своем темпе, в паре, группе). Он может
выступать на занятии в качестве репетитора для других. Кроме
того в ходе занятия ученик может консультироваться с
учителем по поводу возникающих вопросов. Роль учителя
заключается в том, что он консультирует школьников, беседует
с учащимися по результатам выполненных ими заданий,
принимает зачеты, дает новые задания. В ходе лабораторий
нельзя организовывать общее обсуждение проблемы, вмешиваться
в индивидуальную и групповую работу без необходимости.
Учитель здесь имеет большую возможность наблюдать за
деятельностью учащихся.
Отличительная черта конференции состоит в организации
обсуждения теоретического вопроса, желательно интегративного
характера. Особое значение уделяется человеческим проблемам,
ценностям и т.п. Основные признаки конференции:
необходимость подготовительного этапа; выступления в форме
докладов, а не сообщений, т.е. в выступлениях важно
обозначить собственную позицию.
Такова классификация форм учебных занятиях в условиях
Дальтон-технологии. В сравнении с имеющими место в России
классификациями она ближе всего подходит к группировке
учебных занятий по доминирующей цели, однако эта цель в
каждом занятии проявляется более жестко. Нам представляется,
что наша школьная практика не требует в этом плане больших
изменений, главное здесь в другом: все перечисленные формы
занятий предполагают прежде всего участие каждого ученика в
активной познавательной деятельности (прежде всего, речь
идет о лаборатории).
Лаборатории могут проводиться в форме Дальтон-часа,
Дальтон-дня. Дальтон-недели.
ДАЛЬТОН-ЧАС может проводиться один раз в неделю.
Например, в Минской гимназии № 3 каждый вторник второй урок
– это работа учащихся в разных лабораториях по выполнению
заданий. Учащиеся получают заранее учебные задания, при этом
указываются сроки их выполнения. Задания могут быть по
разным предметам. Например, школа только начинает осваивать
данную технологию и переводит все 5-е – 6-е классы на эту
систему по 2-3 предметам. Во время Дальтон-часа все
необходимые для работы учащихся кабинеты открыты, в них
находятся учителя, воспитатели, психологи. Обязательно
работает библиотека. В рекреациях коридоров создаются
уголки, где группы учащихся могут заниматься. Мебель в
классной комнате тоже может быть переставлена. Каждый ученик
должен выполнить несколько заданий. Он определяет сам, в
каком порядке, с кем будет работать (или может быть будет
действовать самостоятельно), будет ли отчитываться перед
учителем сразу после выполнения задания или в установленные
сроки.
Другой формой проведения занятий является Дальтон-день.
В этот день ставятся учебные занятия по предметам, на
которых используется Дальтон-технология. Содержательной
основой их проведения также являются задания, которые
заранее даются учащимся. Непосредственно в Дальтон –день
учащиеся могут работать над заданиями или отчитываться за их
выполнение перед учителем.
Поскольку в Дальтон-технологии учащимся представляется
большая свобода выбора, то естественно, что она должна
сочетаться с формированием у них ответственности. На первых
порах дети далеко не все, получив свободу, правильно ее
используют. Поэтому необходим учет результатов работы и
сочетание самоконтроля учащихся с контролем учителя. Учет
выполнения заданий и их качества осуществляется и учеником,
и учителем. У школьника имеется карточка, в которой он
отмечает выполнение заданий по дням недели. Учитель имеет
специальный журнал по классу, где записываются все, что
должно быть выполнено за неделю, две недели, месяц. В
некоторых школах вводятся цвета дней. О выполненной работе
судят по закрашенному дню. В классный журнал выставляются
итоговые отметки.
Критериями оценки результативности Дальтон-технологии
являются следующие: познавательная самостоятельность
ученика; стратегия поведения ученика в процессе
взаимодействия с другими; уровень сформированности у
школьника умений использовать научные методы познания
(наблюдение, гипотеза, эксперимент).
Результаты Дальтон-технологии выражаются в
развитии познавательной самостоятельности ученика, навыков
сотрудничества, в овладении школьником исследовательскими
умениями. Кроме того снижается перегрузка учащихся за счет
учения с интересом в условиях индивидуального темпа работы.
Важнейшим преимуществом дальто-технологии является
возможность личностного развития за счет обогащения
социальным опытом других учащихся и взрослых.
Следует отметить и интегративный характер данной технологии
– в ней могут быть использованы технологии полного усвоения
знаний, уровневой дифференциации, коллективного способа
обучения, модульная и проектная технологии.
Ограничения в использовании технологии:
1) материальные условия. Например, для общения
детей необходимы отдельные столы, рабочие уголки. Рядом со
столом учителя – стулья для учащихся, которые ждут своей
очереди к учителю. Необходимо также иметь источники
информации в классе или библиотеке, открытых кабинеты с
наглядными пособия;
2) организационные условия. Важным является
разработка вместе с детьми определенных правил: свободное
передвижение по классу, не мешая друг другу; задания и сроки
выполнения должны быть поняты каждым учеником;
регламентация входа и выхода их класса и т.п.;
3) готовность учителя к изменению своих функций. Роль
учителя заключается в том, чтобы :создать условия и
«охранять» процесс самостоятельности учащихся, обеспечив их
безопасность; стимулировать общение и сотрудничество как
гомогенных, так и гетерогенных группах, в том числе и
разновозрастных. Он должен передать часть полномочий самим
учащимся, а главное – часть ответственности за обучение.
Естественно, что учитель должен быть готов к переходу от
фронтального обучения к работе с малыми группами и
самостоятельной деятельности каждого ученика;
4) недостаточная мотивация учителей, учащихся и их
родителей на принятие этой технологии;
5) большие трудовые и временные затраты на разработку
дидактических материалов, ориентированных на самостоятельную
работу школьников.
|