Ломакин Александр Владимирович, учитель физики и математики

Ломакин Александр Владимирович
Учитель физики и математики 
МБОУ "Ладомировская средняя общеобразовательная школа
Ровеньского района Белгородской области"

Почетный работник общего образования РФ

Ладомировская средняя школа Белгородской области

 

Главная
Немного о себе
Размышления о жизни
Фото
Достижения
Моя гордость
Гостевая книга
Карта сайта

 

Село Ладомировка
Летопись села
Достопримечательности
Жители села
Администрация
ФАП  (медпункт)
Почта и сберкасса
Детский сад
Дом культуры
Библиотека
МТС
СПК "Ленинский путь"


Ровеньский район
Школы Ровеньского района

 

Моя школа
Летопись школы
Школьный музей
Новости школьной жизни
Учителя
Учителя-пенсионеры
Фотогалерея
Выпускники
Гимн и герб школы


Напишите мне
:
ladlav@yandex.ru

 

Рейтинги  сайта

 

  Яндекс.Метрика

  Яндекс цитирования

 

 

 

 

 

Технология учебной деловой игры

 

Новые педагогические технологии. Технология учебной деловой игры

 
 

Деловые игры – педагогическое моделирование различных управленческих и производственных ситуаций с целью обучения отдельных личностей и их групп принятию решений ( Д.Г.Левитес).

Исходные идеи

М.В.Кларин выделяет следующие особенности учебных деловых игр:

- в ходе учебной игры учащиеся овладевают опытом деятельности, сходным с тем, который они получили бы в действительности;

- учебная игра позволяет учащимся самим решать трудные проблемы, а не просто быть наблюдателями;

-  игры создают потенциально более высокую возмож­ность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную;

- учебные игры обеспечивают учебную среду, незамедлительно реагирующую на действия учащихся.

В структуре учебного процесса на основе игры можно выделить четыре элемента-этапа.

1. Ориентация. Учитель представляет изучаемую тему, знакомит с основными представлениями, которые в ней используются. Далее он дает характеристику имитации и игровых правил, обзор общего хода игры.

2. Подготовка к проведению. Учитель излагает сценарий, останавливаясь на игровых задачах, правилах, ролях, игровых процедурах, правилах подсчета очков, примерном типе решений в ходе игры. После распределения ролей между участниками проводится пробный «прогон» игры в сокращен­ном виде.

3. Проведение игры как таковой. Учитель организует проведение самой игры, по ходу дела фиксируя следствия игровых действий (следит за подсчетом очков, характером принимаемых решений), разъясняет неясности и т.д.

 4. Обсуждение игры. Учитель проводит обсуждение, в ходе которого дается описатель­ный обзор-характеристика «событий» игры и их восприятия участни­ками, возникавших по ходу дела трудностей, идей, которые приходи­ли в голову, и т.д., побуждает детей к анализу проведенной игры. Особое внимание при этом нередко уделяется сопоставлению имитации с соответствующей областью реального мира, установле­нию связи содержания игры с содержанием учебного курса или курсов. Одним из результатов обсуждения может быть и пересмотр игры, сбор предложений по внесению в нее поправок, изменений.

Действия учителя и учащихся

В процессе проведения игры учитель выступает в нескольких «ролях».

ИНСТРУКТОР. Необходимым для участия в игре является понимание правил, представление о последствиях игровых действий. Однако многолетняя практика показывает, что учителю не стоит стремиться к максимально подробному, полному разъяснению всех деталей игры. Многие правила по-настоящему уясняются участника­ми лишь по ходу игры — и в этом игра похожа на жизнь. Чрезмерное инструктирование до начала самой игры может запутать учащихся или привести к снижению их интереса. В принципе, инструкти­рование лучше свести к минимуму. Что же касается обсуждения последствий тех или иных игровых решений, «ходов», то их имеет смысл проводить уже после завершения игрового действия, когда их содержание становится более ясным для участников.

СУДЬЯ-РЕФЕРИ. Ход игры безусловно нуждается в контроле и какой-то степени руководства со стороны учителя. Организацион­ная сторона его деятельности обеспечивает педагогическую результа­тивность игры. Это сказывается, например, на характере распредел­ения ролей, при котором учитель стремится добиться активного включения всех детей в деятельность.

Действуя в качестве рефери, учитель лишь поддерживает ход игры, т.е. соблюдение игровых правил (правил взаимодействия между играющими), но — в идеале — не вмешивается в него.

ТРЕНЕР. В некотором смысле учитель выступает и в качестве тренера. Он может даже давать учащимся прямые подсказки, направленные на то, чтобы помочь им полнее использовать возмож­ности игры. Речь идет о подсказках, помогающих детям использовать потенциал игрового действия (например, какие возможности дает то или иное правило, какой выбор действий связан с тем или иным поворотом сюжета и т.д.). В число тренерских действий учителя входит и прямое подбадривание нерешительного участника).

Председатель – ведущий.  Данная роль относится к завершающему игру обсуждению. В ходе этого обсуждения учитель избегает «предлагать» классу свои выводы и обобщения, но, скорее, ставит перед учащимися такие вопросы, которые побуждают их сопоставлять игровую модель и имитируемые реальные явления, обдумывать связи между содержанием игры и изучаемым предметным материалом. Немало творческих идей и обобщений можно обнаружить в совместном обсуждении, если попросить учащихся предложить свои собственные поправки и дополнения к сценарию или правилам игры.

Примерная схема организации и самоорганизации учебной деятельности в деловой игре  может  быть следующей:

1. Ознакомление с имитационной моделью объекта.

1.1. Организационно-технологическая структура производства или его подразделения, имитируемая в данной игре: а) производственные подразделения, вычлененные из реальной организационной структуры для целей игры; б) содержание деятельности этих подразделений; в) взаимосвязь производственных подраз­делений.

1.2. Ролевое распределение обязанностей участников игры: а) обязанности участников, обусловленные содержанием имити­руемой деятельности (что конкретно должен делать каждый в со­ответствии с имеющимся на производстве должностным, распре­делением обязанностей); б) характер принятого на производстве взаимодействия: какие конкретно вопросы решаются работником самостоятельно, что требует согласования с другими подразделе­ниями или вышестоящими инстанциями; в) принципы распреде­ления обязанностей с учетом сформулированных требований (ре­комендации преподавателя, сложившееся в группе ролевое рас­пределение, учет прошлого опыта участника, личная инициатива, коллективное решение); г) характер формального и неформаль­ного общения в процессе игры.

1.3. Необходимый инструментарий и другой игровой материал, организация рабочего места.

1.4. Требования к конечному результату деятельности: а) ин­дивидуальные результаты, включаемые в конечный продукт дея­тельности; б) конечные результаты работы коллектива; в) офор­мление результатов учебно-игровой деятельности.

2. Самоорганизация индивидуальной и коллективной деятель­ности.

2.1. Определение целей квазипрофессиональной деятельности: а) цели игрового коллектива (производственные, организацион­ные, совершенствование способов действий и решения задач); б) индивидуальные цели и задачи, которые должны быть решены каждым участником и подразделением (профессиональные, орга­низационные, межличностные, развитие и совершенствование качеств специалиста); в) уточнение характера результатов, которые должны быть получены отдельными участниками, подразделения­ми, организацией в целом (промежуточные, конечные, их уро­вень) .

2.2. Определение требований к участникам игры: а) к «специалистам» определенного профиля (к их знаниям, умениям, опыту готовности решать стандартные и нестандартные задачи, к дей­ствиям в непредвиденных ситуациях); б) к должностным лицам — членам производственного коллектива, деятельность кото­рых воспроизводится в игре (принятие ответственности, которую возлагает на них коллектив, соблюдение производственной дисциплины, установление системы деловых отношений): в) к членам игрового коллектива (быстрота включения в игровую ситуа­цию, компетентность, корректность поведения, доброжелательность, сознательное и свободное действие, предполагающее максимально эффективное использование своих возможностей и их совершенствование).

3. Выбор системы «оценки - санкции»:  а) разработка критериев оценки действий и поступков «должностных лиц» и способов такой оценки — формализованных и неформализованных; б) под­готовка «платежной матрицы» (если она предусматривается) — системы поощрений и штрафов за успешные решения или нарушения правил принятия решений, регламента игры; в) предусмотрение возможности выработки оценок и санкций самим коллективом игроков в процессе игры.

Таким образом, в деловой игре как форме   обучения  обучающийся находится в активной позиции по отношению как к предметной, так и социальной стороне его квазипро­фессиональной деятельности (Вербицкий А.А.).

 

 
   Большая коллекция уроков физики в нетрадиционной форме (урок-игра) тут >>>  
     
     

Из опыта работы...

Физика
Астрономия
Разработки уроков
Предметные недели
Внеклассные мероприятия
Физический кружок
Тесты
Контрольные работы
Самостоятельные работы
Рабочие программы ФГОС
Рабочие программы ФК ГОС
Кабинет физики
Тематическое планирование
Исследовательская работа
Сайты учителей физики

 

Информатика
Разработки уроков
Тематическое планирование
Рабочие программы
Олимпиадные задания
Внеклассная работа
Тесты
Самостоятельные работы
Контрольные работы
Практические работы
Кабинет информатики

 

Математика
Тематическое планирование
Контроль знаний
Рабочие программы
Разработки уроков
Внеклассная работа
Экзамены

 

АПО
Нормативная база
Обобщение опыта

 

Методическая работа
Доклады
Новые технологии
Мастер-класс
Документация
Локальные акты
РМО учителей информатики
ММО учителей-предметников

 

Воспитательная работа
Документация
Собрания
Творческие работы учащихся
Разработки мероприятий
Новогодние мероприятия

 

 
Поиск информации по сайту
Найти: на ladlav.narod.ru на Народ.Ру на Яндексе

Дата последнего обновления: 25.08.2017 г
© А. В. Ломакин, 2009-2021.  All rights reserved