Деловые игры –
педагогическое моделирование различных управленческих и
производственных ситуаций с целью обучения отдельных
личностей и их групп принятию решений ( Д.Г.Левитес).
Исходные идеи
М.В.Кларин выделяет
следующие особенности учебных деловых игр:
- в ходе учебной игры
учащиеся овладевают опытом деятельности, сходным с тем,
который они получили бы в действительности;
- учебная игра
позволяет учащимся самим решать трудные проблемы, а не
просто быть наблюдателями;
- игры создают
потенциально более высокую возможность переноса знаний и
опыта деятельности из учебной ситуации в реальную;
- учебные игры
обеспечивают учебную среду, незамедлительно реагирующую на
действия учащихся.
В структуре
учебного процесса на основе игры можно выделить четыре
элемента-этапа.
1. Ориентация.
Учитель
представляет изучаемую тему, знакомит с основными
представлениями, которые в ней используются. Далее он дает
характеристику имитации и игровых правил, обзор общего хода
игры.
2. Подготовка к
проведению.
Учитель излагает сценарий, останавливаясь на игровых
задачах, правилах, ролях, игровых процедурах, правилах
подсчета очков, примерном типе решений в ходе игры. После
распределения ролей между участниками проводится пробный
«прогон» игры в сокращенном виде.
3. Проведение
игры как таковой.
Учитель организует
проведение самой игры, по ходу дела фиксируя следствия
игровых действий (следит за подсчетом очков, характером
принимаемых решений), разъясняет неясности и т.д.
4.
Обсуждение игры.
Учитель проводит обсуждение, в ходе которого дается
описательный обзор-характеристика «событий» игры и их
восприятия участниками, возникавших по ходу дела
трудностей, идей, которые приходили в голову, и т.д.,
побуждает детей к анализу проведенной игры. Особое внимание
при этом нередко уделяется сопоставлению имитации с
соответствующей областью реального мира, установлению связи
содержания игры с содержанием учебного курса или курсов.
Одним из результатов обсуждения может быть и пересмотр игры,
сбор предложений по внесению в нее поправок, изменений.
Действия
учителя и учащихся
В процессе проведения
игры учитель выступает в нескольких «ролях».
ИНСТРУКТОР. Необходимым
для участия в игре является понимание правил, представление
о последствиях игровых действий. Однако многолетняя практика
показывает, что учителю не стоит стремиться к максимально
подробному, полному разъяснению всех деталей игры. Многие
правила по-настоящему уясняются
участниками лишь по ходу игры — и в этом игра похожа на
жизнь. Чрезмерное инструктирование до начала самой игры
может запутать учащихся или привести к снижению их интереса.
В принципе, инструктирование лучше свести к минимуму. Что
же касается обсуждения последствий тех или иных игровых
решений, «ходов», то их имеет смысл проводить уже после
завершения игрового действия, когда их содержание становится
более ясным для участников.
СУДЬЯ-РЕФЕРИ. Ход игры
безусловно нуждается в контроле и какой-то степени
руководства со стороны учителя. Организационная сторона его
деятельности обеспечивает педагогическую результативность
игры. Это сказывается, например, на характере распределения
ролей, при котором учитель стремится добиться активного включения
всех детей в деятельность.
Действуя в качестве
рефери, учитель лишь поддерживает ход игры, т.е. соблюдение
игровых правил (правил взаимодействия между играющими), но —
в идеале — не вмешивается в него.
ТРЕНЕР. В некотором
смысле учитель выступает и в качестве тренера. Он может даже
давать учащимся прямые подсказки, направленные на то, чтобы
помочь им полнее использовать
возможности игры. Речь идет о подсказках, помогающих детям
использовать потенциал игрового действия (например,
какие возможности дает то или иное правило, какой выбор
действий связан с тем или иным поворотом сюжета и т.д.). В
число тренерских действий учителя входит и прямое
подбадривание нерешительного участника).
Председатель – ведущий. Данная
роль относится к завершающему игру обсуждению. В ходе этого
обсуждения учитель избегает «предлагать» классу свои выводы
и обобщения, но, скорее, ставит перед
учащимися такие вопросы, которые побуждают их сопоставлять
игровую модель и имитируемые реальные явления, обдумывать
связи между содержанием игры и изучаемым предметным
материалом. Немало творческих идей и обобщений можно
обнаружить в совместном обсуждении, если попросить учащихся
предложить свои собственные поправки и дополнения к сценарию
или правилам игры.
Примерная схема
организации и самоорганизации учебной деятельности в деловой
игре может быть следующей:
1. Ознакомление с
имитационной моделью объекта.
1.1.
Организационно-технологическая структура
производства или его подразделения, имитируемая в данной
игре:
а)
производственные подразделения, вычлененные из реальной
организационной структуры для
целей игры; б) содержание
деятельности этих
подразделений; в) взаимосвязь производственных
подразделений.
1.2. Ролевое
распределение обязанностей участников игры: а) обязанности
участников, обусловленные содержанием имитируемой
деятельности (что конкретно должен делать каждый в
соответствии с имеющимся на производстве должностным,
распределением обязанностей); б) характер принятого на
производстве взаимодействия: какие конкретно вопросы
решаются работником самостоятельно, что требует согласования
с другими подразделениями или вышестоящими инстанциями; в)
принципы распределения обязанностей с учетом
сформулированных требований (рекомендации преподавателя,
сложившееся в группе ролевое распределение, учет прошлого
опыта участника, личная инициатива, коллективное решение);
г) характер формального и
неформального общения в процессе игры.
1.3. Необходимый
инструментарий и другой игровой материал, организация
рабочего места.
1.4. Требования к
конечному результату деятельности: а) индивидуальные
результаты, включаемые в конечный продукт деятельности; б)
конечные результаты работы коллектива; в) оформление
результатов учебно-игровой деятельности.
2. Самоорганизация
индивидуальной и коллективной деятельности.
2.1. Определение целей
квазипрофессиональной деятельности: а) цели игрового
коллектива (производственные, организационные,
совершенствование способов действий и решения задач); б)
индивидуальные цели и задачи, которые должны быть решены
каждым участником и подразделением (профессиональные,
организационные, межличностные, развитие и
совершенствование качеств специалиста); в) уточнение
характера результатов, которые
должны быть получены отдельными участниками,
подразделениями, организацией в целом (промежуточные,
конечные, их уровень) .
2.2. Определение
требований к участникам игры: а) к «специалистам»
определенного профиля (к их знаниям,
умениям, опыту
готовности решать стандартные и нестандартные задачи,
к действиям в непредвиденных ситуациях); б) к должностным
лицам — членам производственного коллектива, деятельность
которых воспроизводится в игре (принятие ответственности,
которую возлагает на них коллектив, соблюдение
производственной дисциплины,
установление системы деловых отношений):
в) к членам игрового коллектива (быстрота включения в
игровую ситуацию, компетентность, корректность поведения,
доброжелательность, сознательное и свободное действие,
предполагающее максимально
эффективное использование своих возможностей и их
совершенствование).
3. Выбор системы
«оценки - санкции»: а)
разработка критериев оценки действий и поступков
«должностных лиц» и способов такой оценки — формализованных
и неформализованных; б) подготовка «платежной матрицы»
(если она предусматривается) — системы поощрений и штрафов
за успешные решения или нарушения правил принятия решений,
регламента игры; в) предусмотрение
возможности выработки оценок и санкций самим коллективом игроков
в процессе игры.
Таким
образом, в деловой игре как форме обучения обучающийся
находится в активной позиции по отношению как к предметной,
так и социальной стороне его квазипрофессиональной
деятельности (Вербицкий А.А.).
|