Технология проектного обучения
В 20-е и начале 30-х годов в российских
школах широко использовался метод проектов для реализации
выдвигаемых задач – развития ученика. Однако этот метод не
давал возможности учащимся овладевать системой знаний в
области конкретных учебных курсов, поэтому был изъят из
школы и вместе с этим резко снизилось внимание к основной
философской идее образования того времени – направленность
его на ребенка.
В настоящее время эта идея вновь стала
определяющей в деятельности российских школ, что объясняет
интерес педагогов-практиков к технологии проектного
обучения.
В чем же суть проектного обучения?
Чаще всего можно услышать не о проектном
обучении, а о проектном методе. Этот метод более четко
оформился в США к 1919 году. В России он получил широкое
распространение после издания брошюры В.Х.Килпатрика «Метод
проектов. Применение целевой установки в педагогическом
процессе» (1925 г.).
В основе этой системы лежат идеи Дьюи, Лая,
Торндайка и др. американских ученых. Главные их идеи состоят
в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком
только та деятельность, которая им выбрана свободно самим;
деятельность строится не в русле учебного предмета; опора на
сиюминутные увлечения детей; истинное обучение никогда не
бывает односторонним, важны и побочные сведения т др.
Исходный лозунг основателей системы
проектного обучения – «Все из жизни, все для жизни». Поэтому
проектный метод предполагал изначально использование
окружающей жизни как лаборатории, в которой и происходит
процесс познания. Карл Фрей в своей книге «Проектный метод»
(изд-во «Бельц», германия, 1997) ряд этим понятием
подразумевает путь. По которому идут обучающие и обучаемые,
разрабатывая проект. Он выделяет 17 отличительных черт
проектного метода, например, такие как: участники проекта
подхватывают проектную инициативу от кого-либо из жизни;
участники проекта договариваются друг с другом о форме
обучения; участники проекта развивают проектную инициативу и
доводят ее до сведения всех; участники проекта организуют
себя на дело; участники проекта информируют друг друга о
ходе работы; участники проекта вступают в дискуссии и т.д.
Все это говорит о том, что автор под
проектным методом имеет в виду систему действий педагога и
учащихся по разработке проекта. Нам представляется это
несколько расширенным толкованием метода, так как многое
выходит на технологию проектного обучения. Думается, что в
современных условиях можно говорить уже о создании основ
проектного обучения. Мы разделяем позицию Н.Г.Черниловой,
которая рассматривает проектное обучение как развивающее,
базирующееся «на последовательном выполнении комплексных
учебных проектов с информационными паузами для усвоения
базовых теоретических знаний (Система проектного обучения
как инструмент развития самостоятельности старшеклассников.
Саратов, 1997). Это определение относится автором к
проектному обучению как типу развивающего обучения.
Цель
проектного обучения
состоит в том, чтобы создать условия, при
которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают
недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться
приобретенными знаниями для решения познавательных и
практических задач; приобретают коммуникативные умения,
работая в различных группах; развивают у себя
исследовательские умения ( умения выявления проблем, сбора
информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа,
построения гипотез, обобщения); развивают системное
мышление.
Исходные теоретические позиции проектного
обучения:
1) в центре
внимания – ученик, содействие развитию его творческих
способностей;
2)
образовательный процесс строится не в логике учебного
предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл
для ученика, что повышает его мотивацию в учении;
3)
индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход
каждого ученика на свой уровень развития;
4)
комплексный подход в разработке учебных проектов
способствует сбалансированному развитию основных
физиологических и психических функций ученика;
5)глубокое,
осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет
универсального их использования в разных ситуациях.
Системы действий учителя и учащихся.
С целью выделения систем действий учителя и
учащихся предварительно важно определить этапы разработки
проекта. К настоящему моменту сложились следующие стадии
разработки проекта: разработка проектного задания,
разработка самого проекта, оформление результатов,
общественная презентация, рефлексия.
Стадии |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Разработка проектного задания |
|
|
1.1. Выбор темы проекта |
Учитель отбирает возможные темы и
предлагает их учащимся. |
Учащиеся обсуждают и принимают общее
решение по теме. |
|
Учитель предлагает учащимся совместно
отобрать тему проекта. |
Группа учащихся совместно с учителем
отбирает темы и предлагает классу для обсуждения |
|
Учитель участвует в обсуждении тем,
предложенных учащимися. |
Учащиеся самостоятельно подбирают
темы и предлагают классу для обсуждения. |
1.2. Выделение подтем в тем проекта |
Учитель предварительно вычленяет
подтемы и предлагает учащимся для выбора |
Каждый ученик выбирает себе подтему
или предлагает новую. |
|
Учитель принимает участие в
обсуждении с учащимися подтем проекта |
Учащиеся активно обсуждают и
предлагают варианты подтем. Каждый ученик выбирает
одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль). |
1.3. Формирование творческих групп |
Учитель проводит организационную
работу по объединению школьников, выбравших себе
конкретные подтемы и виды деятельности |
Учащиеся уже определили свои роли и
группируются в соответствии с ними в малые команды |
1.4. Подготовка материалов к
исследовательской работе: формулировка вопросов, на
которые нужно ответить, задание для команд, отбор
литературы |
Если проект объемный, то учитель
заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой
деятельности и литературу |
Отдельные
учащиеся старших и средних классов принимают участие
в разработке заданий.
Вопросы для поиска ответа
вырабатываться могут в командах с последующим
обсуждением классом. |
1.5. Определение форм выражения
итогов проектной деятельности |
Учитель принимает участие в
обсуждении |
Учащиеся в группах, а затем в классе
обсуждают формы представления результата
исследовательской деятельности: видеофильм, альбом,
натуральные объекты, литературная гостиная и т.д. |
2. Разработка проекта |
Учитель консультирует, координирует
работу учащихся, стимулирует их деятельность. |
Учащиеся осуществляют поисковую
деятельность |
3. Оформление результатов |
Учитель консультирует, координирует
работу учащихся, стимулирует их деятельность. |
Учащиеся вначале по группам, а потом
во взаимодействии с другими группами оформляют
результаты в соответствии с принятыми правилами. |
4. Презентация |
Учитель организует экспертизу
(например, приглашает в качестве экспертов старших
школьников или параллельный класс, родителей и др). |
Докладывают о результатах своей
работы |
5. Рефлексия |
Оценивает свою деятельность по
педагогическому руководству деятельностью детей,
учитывает их оценки |
Осуществляют рефлексию процесса, себя
в нем с учетом оценки других. Желательна групповая
рефлексия |
Возможные темы учебных проектов разнообразны
как и их объемы. Можно выделить по времени три вида учебных
проектов: краткосрочные (2-6 часов); среднесрочные (12-15
часов); долгосрочные, требующие значительного времени для
поиска материала, его анализа и т.д.
На наш взгляд, в школе должны быть разные
учебные проекты. Думаем, что целесообразно было бы один
проект в каждом классе делать комплексным. В школе в
условиях разновозрастных коллективов можно делать 2-3
проекта за один учебный год. Что касается учебных предметов,
то таких проектов должно быть достаточно много. Например, в
школе может проводиться инсценирование литературного
произведения с прохождением всех стадий: разработки задания,
разработки проекта, реализации, презентации и рефлексии.
По истории проектное обучение может быть
построено на идее создания альтернативных документов и т.п.
Критериями оценки
является достижение и цели
проекта, и достижение надпредметных целей (что
представляется более важным), которые обеспечивают проектное
обучение.
Результат.
Если цели проекта достигнуты, то
мы можем рассчитывать на получение качественно нового
результата, выраженного в развитии познавательных
способностей ученика и его самостоятельности в
учебно-познавательной деятельности.
Ограничения в использовании технологии:
·
низкая мотивация учителей к
использованию данной технологии;
·
низкая мотивация учащихся к
участию в проекте;
·
недостаточный уровень
сформированности у школьников умений исследовательской
деятельности;
·
нечеткость определения
критериев оценки отслеживания результатов работы над
проектом. |