Понятие «технология» в педагогике
На первый взгляд личностно-ориентированный подход,
определяемый нами в качестве ведущего в сфере образования ,
и технологический подход противоречат друг другу.
Действительно, первый подход предполагает обращение к
внутреннему миру ученика, его ценностям, взглядам. А в
технологическом подходе изначально присутствует ориентация
на управляемость образовательного процесса, что предполагает
четкую заданность целей и способов их достижения. И тогда
возникает вопрос – разве можно четко описать внутренний мир
обучаемого и способы его использования в образовательном
процессе? Как поступить в этой ситуации?
Всем очевидно, что современный образовательный процесс
должен быть ориентирован на ученика. А это означает, что в
нем в соответствии с синергетическим подходом имеют право на
существование спонтанность, неопределенность , нелинейность.
Можно ли говорить о технологичности образовательного
процесса и тут же сразу делать оговорки по поводу синергии
субъектов? С целью ответа на поставленные вопросы обратимся
к определению понятия «технология» и, в частности, понятию «образовательная
технология».
В словаре иностранных слов дается следующее определение
технологии. В переводе с греческого Techne – искусство,
мастерство, умение и -логия – совокупность методов
обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы
объекта.
В толковом словаре этот термин определяется как совокупность
приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве.
Технология – категория процессуальная; она может быть
представлена как совокупность методов изменения состояния
объекта. Технология направлена на проектирование и
использование эффективных и экономических процессов (М.Чошанов).
Педагогическая технология – есть область исследования теории
и практики (в рамках системы образования), имеющая связи со
всеми сторонами организации педагогической системы для
достижения специфических и потенциально воспроизводимых
педагогических результатов (П.Митчелл).
Педагогическая технология – совокупность
психолого-педагогических приемов, методов обучения,
воспитательных средств. Она есть организационно-методический
инструмент педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).
Педагогическая технология – это содержательная техника
реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).
Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях
модель совместной педагогической деятельности по
проектированию, организации и проведения учебного процесса с
безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и
учителей (В.М.Монахов).
Педагогическая технология – это системный метод создания,
применения и определения всего процесса преподавания и
усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов
и их взаимодействие, ставящий своей задачей оптимизацию форм
образования (ЮНЕСКО).
Из приведенных определений можно вычленить следующие
признаки технологии: процессуальный двусторонний
характер взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся;
совокупность приемов, методов; проектирование и организация
процесса; наличие комфортных условий. Однако, на наш взгляд,
здесь не полно учитывается управленческий аспект.
С позиции управления образовательный процесс представляет
собой сочетание управленческой деятельности учителя и
самоуправления ученика в целостном управленческом цикле как
взаимодействия участников образовательного процесса.
Отмеченное дает нам основание для следующего определения
понятия «образовательная технология».
Образовательная технология – это процессная система
совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию
(планированию), организации, ориентированию и
корректированию образовательного процесса с целью достижения
конкретного результата при обеспечении комфортных условий
участникам.
Дадим пояснения в связи с приведенным определением.
Во-первых, в нем дается указание на совместную
деятельность учителя и учащихся, что означает
фактическое отрицание программирования только педагогом
конечных результатов и построения им жесткой программы
деятельности ученика по их достижению. Иными словами речь
идет об ученике как субъекте учения, определяющим и конечные
результаты своей деятельности и процесс их достижения.
Во-вторых, в приведенном определении фиксируется полный
цикл управления учеником своей учебной деятельностью. В
этой связи можно констатировать, что образовательная
технология призвана обеспечивать обучение учащихся
самоуправлению учением. В-третьих, в определении
обращается внимание на создание комфортных условий
деятельности субъектов образовательного процесса, что
ориентирует , в первую очередь, педагогов на поиск и
создание условий для раскрытия, реализации и развития
личностного потенциала учащихся.
Любая образовательная технология включает в себя: целевую
направленность; научные идеи, на которые опирается; системы
действий учителя и ученика (в первую очередь в категориях
управления); критерии оценки результата; результаты;
ограничения в использовании.
Итак, современную технологию характеризуют следующие позиции:
- технология разрабатывается под конкретный
педагогический замысел, в основе ее лежит определенная
методологическая, философская позиция автора (различают
технологии процесса передача знаний, умений и навыков;
технологии развивающей педагогики);
-
технологическая цепочка действий, операций, коммуникаций
выстраивается строго в соответствии с целевыми установками,
имеющими форму конкретного ожидаемого результата;
-
функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную
деятельность учителя и учащихся на договорной основе с
учетом принципов индивидуализации и дифференциации,
оптимальную реализацию человеческих и технических
возможностей, использование диалога, общения;
- поэтапное планирование и последовательное воплощение
элементов педагогической технологии должны быть, с одной
стороны, воспроизведены любым учителем и, с другой,
гарантировать достижение планируемых результатов всеми
школьниками;
- органической частью педагогической технологии
являются диагностические процедуры, содержащие критерии,
показатели и инструментарий измерения результатов
деятельности.
|