Современное образование в
школе находится в стадии реформирования: идет переход на
новые стандарты преподавания в условиях предпрофильной
подготовки и профильного обучения.
В условиях обновления
образования возросла потребность в учителе, способном
модернизировать содержание своей деятельности посредством
критического, творческого ее освоения и применения
достижений науки и актуального педагогического опыта. В
связи с этим изменяются и функции методического
сопровождения, обеспечивающего деятельность учителя.
Успешность профессиональной
деятельности педагога обуславливается сформированностью у
него профессиональных методических умений. Этот процесс
протекает эффективнее при активном участии педагогов в
профессиональных методических объединениях.
Деятельность Межшкольного
методического объединения учителей естественнонаучных и
обществоведческих дисциплин в 2011-2012 учебном году
осуществлялось в соответствии с приказами, распоряжениями
управления образования Ровеньского района, департамента
образования, культуры и молодежной политики Белгородской
области, методическими письмами БелРИПКППС и других
субъектов образовательной среды.
Работа межшкольного
методического объединения учителей была направлена на
реализацию единой методической темы района «Создание
условий для повышения профессиональной компетентности
педагогов района в условиях реализации основных направлений
национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
на использование продуктивных форм и методов организации
учебного занятия, освоение альтернативных педагогических
программ, знакомство с опытом работы коллег по внедрению
современных педагогических технологий.
Учителя работали над
методической проблемой «Создание условий для реализации
творческого потенциала педагогов, при переходе на
обновленное содержание образования, внедрение в учебный
процесс информационно-коммуникационных и эффективных
педагогических технологий».
В связи с этим в 2011–2012
учебном году решались следующие задачи:
1. Способствовать развитию системы работы по освоению
научно-исследовательских и экспериментальных компетенций
учащихся.
2. Эффективное использование дифференцированного подхода в обучении.
3.Совершенствование
педагогического мастерства учителей в организации работы
профильного обучения.
4.Внедрение в учебный
процесс информационно-коммуникационных технологий в рамках
перехода школ на свободно распространяемое программное
обеспечение.
Учителя района работали над
формированием у учащихся ключевых компетенций, то есть
готовности использовать усвоенные знания, умения и способы
деятельности в реальной жизни.
Обучение проводилось по
учебно-методическим комплектам в соответствии с Базисным
учебным планом Белгородской области и государственным
стандартом.
Руководил работой районного
методического объединения Ломакин Александр Владимирович,
учитель физики и математики первой квалификационной
категории МБОУ «Ладомировская средняя общеобразовательная
школа Ровеньского района Белгородской области».
Анализ кадрового состава
учителей ММО.
Преподавание предметов
естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в
общеобразовательных учреждениях района осуществляли 20
педагогов, все педагоги имеют высшее образование, что
составляет 100% от общего числа, 17 человек (85%) являются
специалистами в области преподаваемого предмета.
В школах района 4 учителя
имеют педагогический стаж работы до 10 лет, что составляет
20% от общего числа педагогов; 2 – от 10 до 20 лет (10%), 8
– от 20 до 30 лет (40%), 6 педагогов – свыше 30 лет (30%).
В целом, качественный состав
педагогических кадров позволяет совершенствовать систему
образования в школах МО и качественно организовывать
образовательный процесс.
В 2011 – 2012 учебном году 6
учителей (30%) прошли курсовую переподготовку на базе
БелИПКППС.
Деятельность межшкольного
методического объединения
учителей естественнонаучных и обществоведческих дисциплин
строилась на основе диагностики и имела практическую
направленность.
Выявление проблем, наиболее
актуальных вопросов деятельности педагогов
общеобразовательных учреждений, отслеживание динамики знаний
учителей по вопросам совершенствования
учебно-воспитательного процесса, анкетирование учителей
позволило определить круг вопросов, на которые необходимо
было обратить внимание.
Вследствие этого в работу
районного методического объединения учителей математики были
включены следующее вопросы:
·Создание
мультимедийных продуктов средствами свободного программного
обеспечения и лицензионного ПО;
· Система работы
учителя по подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ;
·Использование
новых педагогических технологий в практике работы учителя.
Основными формами
проведения заседаний были семинары, семинары-практикумы.
В течение года систематически
проводилась научно-методическая работа по изучению
методических писем, рекомендаций, что способствовало
профессиональному росту педагогов.
Практическая часть
представляла собой открытые уроки с
последующим самоанализом, изучение нормативных документов и
методических рекомендаций, проведение практикумов, мастер -
классов, отчётов по темам самообразования.
В процессе преподавания главной задачей для учителя остаётся
качественная подготовка к уроку, поэтому методическое
совершенствование и реализация творческого подхода к
обучению невозможно без анализа особенностей современного
урока.
Современный урок в школе –
это развивающая и развивающаяся система, состоящая из
взаимосвязанных и взаимодействующих частей (цель, содержание
учебного материала, методы обучения, формы организации
учебного процесса), обеспечивающих положительный результат
процесса обучения.
Для совершенствования
методического опыта преподавания в 2011-2012 учебном году в
рамках заседаний районного методического объединения
учителей ММО были организованы и проведены:
·
урок
информатики в 4 классе по теме «Оформление текста». (Малакеев
Е. П., учитель Новоалександровской
СОШ);
·
мастер-класс «Технология учебной деловой игры» (Ломакин А.
В., учитель Ладомировской СОШ)
·
мастер-класс «Использование ИКТ на уроках химии как средство развития творческой
деятельности учащихся» (Ляшенко Е. Д., учитель Ладомировской
СОШ»
·
практикум «Решение задач ЕГЭ части С по химии» (Гриева Л.
П., учитель Новоалександровской
СОШ)
·
практикум «Решение задач ЕГЭ части С по биологии»
(Ляшенко Е. Д., учитель
Ладомировской СОШ»
·
практикум «Приемы решения заданий ГИА по физике 2012 года» (Египко Р. И., учитель
Жабской ООШ»
Проведение мастер-классов,
уроков, практикумов показало, что учителя владеют методикой
преподавания предмета на достаточно высоком уровне, обладают
профессиональной компетентностью. Уроки отличались высокой
плотностью, доступностью изложения материала, эффективностью
методов и приёмов работы, целесообразностью распределения
времени, логической последовательностью и взаимосвязью
этапов.
Участникам заседаний ММО были
представлены выступления:
·
Использование свободного программного обеспечения на уроках
и во внеурочной деятельности (Малакеев Е. П., учитель
Новоалександровской СОШ)
·
Интеграция
физики и информатики в условиях сельской средней школы.
(Ломакин А. В., учитель Ладомировской СОШ)
·
Система работы
учителя по подготовке учащихся к участию в муниципальных и
областных олимпиадах. (Ломакин А. В., учитель Ладомировской
СОШ)
·
Использование
новых педагогических технологий в практике работы учителя
истории и обществознания. (Олейник Г. П., учитель
Ладомировской СОШ)
·
Технология
проведения учебных дискуссий как важный фактор развития
коммуникационных навыков школьника (Крайнюченко Ю. А.,
учитель Жабской ООШ»
·
Система работы
учителя по повторению и обобщению материала с целью
подготовки к ГИА и ЕГЭ. (Сподина Н. Н., учитель
Новоалександровской СОШ)
·
Использование
краеведческого материала на уроках истории. (Бондарь В. И.,
учитель Харьковской СОШ)
·
Система работы
учителя по подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ на уроках
биологии. (Ольшанская Ю. А., учитель Новоалександровской СОШ)
·
Подготовка
учащихся к сдаче ГИА (Кравчук Е. В., учитель Масловской ООШ)
·
Использование
Интернет-технологий при подготовке учащихся к сдаче ГИА и
ЕГЭ. (Харьковская Н. Н., учитель
Харьковской СОШ)
·
Проблемные и
творческие задания как способ формирования опыта творческой
деятельности учащихся на уроках химии» (Божко А. В., учитель
Масловской ООШ)
·
Использование
проблемных ситуаций на уроках как средство развития мышления
учащихся. (Египко Р. И., учитель Жабской ООШ)
·
Система работы
учителя по подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ по химии.
(Харьковская Н. Н., учитель Харьковской СОШ)
Отличительной особенностью
выступлений была их практическая направленность. Учителя на
заседаниях могли познакомиться с опытом работы своих коллег
и затем использовать его в своей практике.
При отборе содержания
образования учителю важно учитывать соответствие содержания
образования уровню современной науки. В существующих курсах,
изданных в центральных издательствах страны, учитывается в
основном принцип научности обучения. Однако использование
дополнительного учебного материала, что вполне правомерно,
требует от учителя корректности и безусловной математической
грамотности. Наиболее «подвижен» учебный материал
прикладного характера – политехнический и профориентационный,
а также вопросы экологии, являющиеся особо актуальными в
наши дни. Педагогу важно умело подбирать учебный материал
для урока, в том числе учитывая его региональный,
краеведческий характер.
Анализируя работу учителей
методического объединения в истекшем учебном году, можно
отметить, что большинство из них работают творчески, имеют
достаточно высокую профессиональную подготовку, знают
задачи, поставленные перед современной школой. Главное в их
работе - поиск новых технологий, которые влияют на развитие
интеллектуальных умений учащихся.
Работа ММО регулярно
освещалась в Интернете на страницах школьных сайтов МБОУ «Ладомировская
СОШ»
http://www.ladomirovka.narod.ru,
МБОУ «Новоалександровская СОШ»
http://www.novoalek.narod.ru,
МБОУ «Масловская ООШ»
http://www.masosh.narod.ru,
МБОУ «Харьковская СОШ»
http://www.rov-harkov.narod.ru,
МБОУ «Жабская ООШ»
http://www.jabskoe.narod.ru.
Кроме того, план работы ММО
выставлен на сайте
http://www.ladlav.narod.ru/mmo.htm;
на этом же сайте выставлены доклады из опыта работы и
мастер-класс Ломакина А. В. В будущем году планируется
выделить блок
Web-страниц
на сайте
http://www.ladlav.narod.ru с полной информацией работы
ММО: доклады, разработки уроков, мастер-классы и др.
На будущий учебный год
планируется работа над следующими вопросами:
·
Продолжить
изучение методики использования
информационно-коммуникационных технологий в рамках работы со
свободно распространяемым программным обеспечением;
·
Провести
открытый урок с использованием ресурсов Интернета,
возможностей интерактивной доски;
·
Рассмотреть
вопросы методики преподавания предметов в рамках перехода на
новые ФГОСы.
|