Ломакин Александр Владимирович, учитель физики и математики

Ломакин Александр Владимирович
Учитель физики и математики 
МБОУ "Ладомировская средняя общеобразовательная школа
Ровеньского района Белгородской области"

Почетный работник общего образования РФ

Ладомировская средняя школа Белгородской области

 

Главная
Немного о себе
Размышления о жизни
Фото
Достижения
Моя гордость
Гостевая книга
Карта сайта

 

Село Ладомировка
Летопись села
Достопримечательности
Жители села
Администрация
ФАП  (медпункт)
Почта и сберкасса
Детский сад
Дом культуры
Библиотека
МТС
СПК "Ленинский путь"


Ровеньский район
Школы Ровеньского района

 

Моя школа
Летопись школы
Школьный музей
Новости школьной жизни
Учителя
Учителя-пенсионеры
Фотогалерея
Выпускники
Гимн и герб школы


Напишите мне
:
ladlav@yandex.ru

 

Рейтинги  сайта

 

  Яндекс.Метрика

  Яндекс цитирования

 

 

 

 

 

Интеллектуальное развитие школьников посредством решения физических задач

  Актуальный педагогический опыт "Интеллектуальное развитие школьников посредством решения физических задач" Ломакина А. В. Опыт внесен в школьный и районный банк АПО.  
 

Информация об опыте.

Условия возникновения и становления опыта.

Данный опыт возник в сельской школе МОУ «Ладомировская средняя общеобразовательная школа» Ровеньского района Белгородской области. Контингент учащихся школы разнороден и представлен разными социальными слоями: 68 процентов родителей – рабочие; 13 процентов - служащие; 7 процентов - интеллигенция; 1 процент - предприниматели; 11 процентов родителей не имеют постоянной работы или не работают совсем.

 
 

        Школа значительно удалена от областного и районного центров, а, значит, у учащихся нет достаточных условий для самореализации и развития творческих способностей, интеллекта. Традиционное же обучение не позволяет обеспечить учащимся в полной мере динамичное развитие их интеллекта. Следствие этого – разный уровень интеллектуального развития школьников.

Для изучения исходного состояния интеллектуального развития учащихся я использовал методику, разработанную на основе тестов интеллекта Р. Амтхауэра. Результаты, полученные с помощью данного теста, позволяют прогнозировать успешность учебной и профессиональной деятельности, требующей специальных интеллектуальных навыков. При распределении учащихся по уровням интеллектуального развития оказалось, что ни один из них не был отнесён к высокому уровню, только у 9 % учащихся класса показатель развития интеллекта был выше среднего, у 27% - средний, у 27% - ниже среднего, 37% учащихся характеризовались низким уровнем интеллектуального развития. (Рис. 1)

(См. в архиве)

Педагогом проведено тестирование для учащихся 9-11 классов:

·  по определению технических способностей - тест Беннета,

·  по определению уровня развития лингвистического мышления - субтест Айзенка,

· по определению уровня развития математических способностей - субтест Айзенка.

Данное тестирование позволило мне выявить особенности интеллектуального развития и способностей учащихся. Результаты показали, что высоким уровнем развития обладают 5 человек из 21, большинство учащихся имеют средние показатели и ниже среднего.

Результаты школьного теста умственного развития ШТУР (авторы Акимова М. К., Борисова Е. М, Гуревич К. М., и др.) показали, что учащиеся в большинстве имеют гуманитарный склад интеллекта (64% тестируемых).

Приведенные выше результаты можно объяснить следующими факторами:

§ удалённостью школы от центров культуры;

§ низким уровнем обученности учащихся;

§недостаточными потенциальными возможностями традиционного обучения.

Очевидным явился поиск путей решения проблемы интеллектуального развития  школьников. Этими факторами и продиктован выбор данной темы.

    Становление опыта осуществлялось в условиях сельской школы в классах с небольшой численностью учащихся, время становления опыта 2005-2008 годы.

 

Актуальность опыта.

    В настоящее время приоритетной задачей школьного образования признается развитие личности обучающихся. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года специально обращается внимание на необходимость ориентации образования на развитие личности учащихся, их познавательных и созидательных способностей.

Цели физического образования обусловлены общими целями образования, а ведущей тенденцией является создание максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального, физического развития личности. Курс физики должен быть направлен на развитие способностей учащихся к исследованию, на формирование умений проводить наблюдения, выполнять экспериментальные задания, решать прикладные задачи, развитие творческих способностей. Становление и развитие творческой личности является главной целью при обучении физике.

В связи с этим от учителя требуется переориентация на склонности и природные таланты каждого школьника, помогающая ему проявить самостоятельность, вырасти личностью.

Ученые-психологи доказали, что обучение является ведущей причиной психического развития. Одной из главных задач развития личности в процессе обучения является формирование творческой и познавательной активности учащихся. Учитель должен стремиться создать такую обстановку в классе и на уроке, чтобы у детей возникла положительная мотивация учебной деятельности.

В связи с этим возникла необходимость поиска новых форм и методов работы, которые позволили бы решить данную проблему. Одним из путей решения поставленной выше проблемы является обучение учащихся решению задач по физике.

Однако в последние годы в связи с сокращением учебного времени на изучение курса физики решению задач стало отводиться довольно мало времени, в особенности, в старших классах. А ведь именно решение задач вызывает наибольшие затруднения у учащихся. К тому же именно умение решать задачи является фактором успешности сдачи ЕГЭ по физике. Одна из важнейших причин затруднений учащихся при решении задач – недостаточно эффективная методика обучения.

В практике обучения наибольшее распространение среди учителей получила методика решения задач, суть которой можно выразить словами Д. Пойа: «Если хотите научиться решать задачи, то решайте их». В соответствии с этим лозунгом учащимся предлагается решать огромное количество задач в надежде, что умение решать задачи сформируется в процессе решения задач само по себе. Не имея развёрнутой операционной основы деятельности по решению задач, ученики вынуждены руководствоваться методом аналогий и методом «подгонки» под известный ответ, приведённый в конце задачника. Так, посредством проб и ошибок, без опоры на мыслительные структуры однозначно обуславливающие исполнение тех или иных операций, ученик пытается решать задачи, не имея представления о том, как это следует делать. Вряд ли можно считать такой подход продуктивным. Практика показывает, что среди учеников лишь единицы овладевают некоторыми специфическими умениями, позволяющими решать практически любые задачи, предъявляемые в рамках изученного материала, но достигается это исключительно благодаря их личным способностям: настойчивости, трудолюбию и, видимо, провидению.
Очень часто педагог оказывается один на один с проблемой обучения решению задач, без соответствующей теоретической и методической поддержки. Имеющаяся литература по методике преподавания физики даёт главным образом ответ на вопрос, как решать те или иные задачи, и явно недостаточно отвечает на вопросы, что значит решить задачу и как обучить решению задач по физике.

Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью повышать уровень интеллектуального развития школьников и недостаточной разработанностью методики обучения решению задач.

Ведущая педагогическая идея опыта.

Сущность опыта заключается в создании оптимальных условий для интеллектуального развития школьников посредством решения физических задач.

Длительность работы над опытом.

Работу по разрешению противоречия между необходимостью повышать уровень развития школьников и недостаточной разработанностью методики обучения решению задач я разделил на этапы:

1)     2005-2006 гг. – выявление общего уровня развития личности учащихся. В рамках этого этапа мною была проведена диагностика общеучебных умений и навыков по методикам, разработанным ведущими психологами и педагогами.

2)     2006-2007 гг. – определение целей, задач, выбор методов и средств достижения целей.

3)     2007-2008 гг. – становление опыта, оценка и анализ результатов.

 Диапазон опыта.

Организация учебной деятельности по физике в 7-11 классах общеобразовательного уровня.

Теоретическая база опыта.

Большой вклад в разработку педагогических проблем, связанных с развитием личности, в первую очередь, личности ребенка, подростка, внесли выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов: А. В. Луначарский, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, Б. Л. Яворский, Б. В. Асафьев. Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей, лучшие педагоги и психологи продолжают теоретически и практически работать над проблемой развития личности в процессе обучения.

Отдельно из всей концепции личностного развития выделим интеллектуальное развитие личности. В "Кратком психологическом словаре" под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского отмечается, что интеллект - это относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.

В понимании интеллекта я придерживаюсь точки зрения М.В. Гамезо и И.А. Домашенко: "Интеллект - общая познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях".

Развитие интеллекта ребёнка, его познавательной сферы трактуется в отечественной психологии в общем контексте теории развития высших психических функций Л.С. Выготского.

Понятие "развитие" рассматривается Л.С. Выготским и Б.Г. Ананьевым как сложное инволюционно-эволюционное поступательное движение, в ходе которого происходят прогрессивные и регрессивные интеллектуальные, личностные, поведенческие, деятельностные изменения в самом человеке. В рамках данного опыта представляет интерес интеллектуальное развитие.

Под интеллектуальным развитием в опыте понимается качественное изменение психических познавательных процессов: от непроизвольных форм запоминания к произвольным, от наглядно-действенной, наглядно-образной формы мышления к отвлечённой и абстрактно-логической его форме и к теоретическому мышлению.

Известно, что интеллектуальное развитие происходит не само по себе, а в результате многостороннего взаимодействия ребёнка с другими людьми: в общении, в деятельности и, в частности, в учебной деятельности. В качестве критериев интеллектуального, умственного развития выступают самостоятельность мышления, быстрота и прочность усвоения учебного материала, быстрота ориентировки при решении нестандартных задач, умение отличить существенное от несущественного, различный уровень аналитико-синтетической деятельности, критичность ума (Н.Д. Левитов, Н.А. Менчинская), а также темп продвижения как скорость формирования обобщения, экономичность мышления (З.И. Калмыкова, В.А. Крутецкий).   

Анализ литературы в области педагогического образования (О. А. Абдуллина, В. В. Анисимов, Е. П. Белозерцев, В. А. Кан-Калик, В. А. Сластенин и др.) позволил определить ведущую тенденцию современного образования – переход к новой личностно-ориентированной парадигме образования, характерной чертой которой является особое ценностное отношение к личности обучающегося и ориентация на развитие его внутреннего мира, на межличностное общение, на помощь в личностном росте.

В рамках личностно ориентированной парадигмы сосуществуют разнообразные концепции личностно-ориентированного образования. В единое целое их объединяет ценностное отношение к обучаемому, признание развития его личности главной задачей образовательной системы.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития личности школьников (Ю. К. Бабанский, Л. И. Божович, В. В. Давыдов, И. С. Кон, А. М. Матюшкин, А. В. Мудрик, Д. И. Фельдштейн и др.) позволил выявить личностные изменения школьников, связанные с выполнением учебной деятельности, и определить личностную позицию школьника в учебной деятельности как целостную интегральную характеристику школьника как личности.

Данный опыт опирается также на труды выдающихся советских педагогов и методистов:

- теория учебных задач (П. Л. Капица, Л. М. Фридман, А. А. Ченцов),

- теория обучения решению задач (В. А. Балаш, С. Е. Каменецкий, В. П. Орехов, А. В. Усова, А. Ф. Эсаулов и др.)

- теория поэтапного формирования умственных действий в процессе решения учебных задач (Н. Н. Тулькибаева),

- теория формирования обобщенных учебных умений (П. Я. Гальперин, А. В. Усова, Л. М. Фридман).

Новизна опыта.

Новизна опыта заключается в рационализации, усовершенствовании методики решения физических задач. Мой опыт работы по степени новизны можно считать репродуктивно-рационализаторским.

Новизна опыта определяется разработкой следующей системы обучения учащихся решению задач с целью их интеллектуального развития:

· Приемы анализа условия задачи:

· Способы поиска решения задачи;

· Необходимость анализа полученных результатов и исследования решения;

· Средства, позволяющие научить решать задачи:

- 7 класспропедевтические упражнения на преобразование формул;

- 7-9 классы - система развивающих задач-минуток в начале урока;

- 7-11 классы - системы задач для домашней работы учащихся;

-7-9 классы - методика проведения уроков решения задач в нетрадиционной форме;

- 10-11 классы - методика проведения самостоятельных работ в форме физического лото.

Скачать полностью 2,53 Мбайта

 

 
     
     

Из опыта работы...

Физика
Астрономия
Разработки уроков
Предметные недели
Внеклассные мероприятия
Физический кружок
Тесты
Контрольные работы
Самостоятельные работы
Рабочие программы ФГОС
Рабочие программы ФК ГОС
Кабинет физики
Тематическое планирование
Исследовательская работа
Сайты учителей физики

 

Информатика
Разработки уроков
Тематическое планирование
Рабочие программы
Олимпиадные задания
Внеклассная работа
Тесты
Самостоятельные работы
Контрольные работы
Практические работы
Кабинет информатики

 

Математика
Тематическое планирование
Контроль знаний
Рабочие программы
Разработки уроков
Внеклассная работа
Экзамены

 

АПО
Нормативная база
Обобщение опыта

 

Методическая работа
Доклады
Новые технологии
Мастер-класс
Документация
Локальные акты
РМО учителей информатики
ММО учителей-предметников

 

Воспитательная работа
Документация
Собрания
Творческие работы учащихся
Разработки мероприятий
Новогодние мероприятия

 

 
Поиск информации по сайту
Найти: на ladlav.narod.ru на Народ.Ру на Яндексе

Дата последнего обновления: 08.06.2020 г
© А. В. Ломакин, 2009-2021.  All rights reserved