|
Из истории МТС села
Ладомировка
В 20 годы прошлого века изменения происходят
по всей стране. С постройкой крупных заводов по производству
техники появляются трактора в деревне. Принимается решение
о концентрации техники в определенном месте. Было решено для
помощи только что созданным колхозам открыть машинно –
тракторные мастерские, которые бы обслуживали близлежащие
села. Они должны были помогать колхозникам в обработке
полей, уборке урожая.
В 1932 году была открыта такая мастерская в
Ладомировке. В центре села находилась большая церковь,
здание которой и решили использовать для размещения
оборудования. С церкви были сняты купола, разрушены
перегородки, заложены части окон, дверей, чтобы сохранять
тепло. В этом «новом» помещении поставлены станки для
ремонта техники, сооружена кузница.
Размещена МТС в Ладомировке потому, что село располагалось в
центре земель, которые она обслуживала. Техника,
находившаяся в Ладомировке, обслуживала села: Масловку,
Грузскую, Бабешково, Харьковскоеи другие Сначала в МТС было
техники совсем мало: 7 тракторов ХТЗ, 4 – ЧТЗ, 15 -
«Универсалов» Это была ощутимая помощь колхозам. На
работу в МТС принимали жителей окрестных сел. Сначала они
ежедневно ходили пешком домой, а потом стали снимать
квартиры. Рабочие МТС получали заработную плату в отличие от
колхозников . Поэтому желающих здесь работать было много,
особенно молодежи
Несколько пар рабочих лошадей использовались
для подвоза солярки к тракторам: они запряжены были в возы,
а на возах стояли бочки
Жизнь налаживалась, росло село, строились
дома, создавались семьи. Планировали расширение МТС, так как
поступала более современная техника: автомобили, прицепные
комбайны. Да и помещение мастерской (а оно по – прежнему,
находилось в церкви) стало тесным. Доставлено было
оборудование для ремонта имеющейся техники, новые станки:
токарный, фрезерный.
Но началась война. Многие рабочие-мужчины
были призваны на фронт. Управляющим МТС стал Оваденко Архип
Иванович, бухгалтером – Юрченко Кузьма Захарович, осталось 2
механика. Об Архипе Ивановиче вспоминает Бороденко Иван
Григорьевич: «Это был грамотный, культурный человек.
Инженер. Работал он не покладая рук, стараясь сохранить МТС.
Но все– таки много тракторов и почти все машины были забраны
для нужд фронта. Оставили работать только молодежь
непризывного возраста, женщин и больных» Сам Иван
Григорьевич, тоже проработавший всю жизнь в МТС, был
призван на фронт .
МТС продолжала работать. На трактора сели
женщины. Вспоминает Мысливец Евдокия Ивановна: «Пахали поля
и днем и ночью. Мы, молодые девчата, умели только управлять
трактором. Если он ломался, отремонтировать его не могли.
Помню, однажды осенней холодной ночью поломался у меня
трактор, а норма была установлена, выполнить теперь я ее не
могла. Столько я слез пролила, так замерзла, пока не
рассвело. Ночью боялась идти в село, и в поле было страшно
одной». Женщины не только стали трактористами, они
работали и на комбайнах. Много лет и после войны была
комбайнером Олейник Мавра Семеновна
Война окончилась. Разруха. Голод. Но именно
в это время и начинается серьезная работа по восстановлению,
расширению и укомплектованию МТС.
В МТС направляют специалистов: зоотехников,
агрономов, экономистов и других. Они должны были
консультировать колхозников, оказывать им помощь в ведении
хозяйства.
Назревший вопрос о строительстве в
Ладомировке стационарной машинно – тракторной типовой
мастерской был решён. Здание закладывают по всем современным
требованиям: помещение для ремонта с установкой кран –
балки, токарный цех, цех вулканизации, сварочный цех,
кузнечный цех, электроцех. Фасадная часть состояла из 2
этажей. Внизу была бухгалтерия, а на 2 этаже здания
управления – клуб. Строительство такого объекта снова
привлекает много молодежи. Руководит им Епейкин Станислав
Григорьевич, имеющий образование инженера, прекрасный
специалист. Именно при нем машинно- тракторная мастерская
превращается в настоящую комсомольскую стройку. ( Приложение
5) Он понимал, что для эффективной работы МТС надо не только
построить помещение, где будет проходить ремонт техники, ее
хранение, но и заботиться о людях, здесь работающих. При
Станиславе Григорьевиче появляется общежитие, в котором
живут рабочие с других сел в течение недели, и только на
выходные они уходили домой. Затем была построена столовая.
Для обеспечения ее продуктами питания разбивается довольно
большой огород (5 га),. Для хранения продуктов строится
подвал. Создается подсобное хозяйство: овцы, коровы, быки,
свиньи. Рядом был заложен большой фруктовый сад,
Тепло в мастерскую подается с большой
котельной, которая отапливалась углем сначала. Для
управления таким большим хозяйством необходимо было
построить и контору. Таким образом, в 1954 году начинается
строительство 2–х этажного здания в центре, где внизу, с
правой стороны от входа, располагается бухгалтерия, а слева
– клуб для молодежи. Молодежи было очень много из других
сел. Они в Ладомировке устраивались на работу в МТС. На
втором этаже располагается семейное общежитие. Зорченко
Зинаида Николаевна вспоминает: «Все радовались, что теперь в
селе будет бухгалтерия, большой клуб. Строили здание своими
силами. Заливали фундамент, блоки-перекрытия, а перегородки
делали из дерева. Много работ выполняли вручную. Котлованы
под фундамент, канаву под водопровод копали лопатами.
Работали в 2 смены. Весело было. Все трудились ответственно,
а вечером собирались на улице, пели песни, веселились».
В МТС поступает все больше и больше техники:
тракторов, комбайнов, автомобилей. Поставляются самоходные
комбайны. Работало около 300 человек, часть из них –
сезонные. Учиться управлять комбайнами посылают в
Кантемировку. Цыбуля Алексей Михайлович, житель села
Новоалександровка, один из работников МТС, которого
направили на курсы комбайнеров, вспоминает: «Интересно было
учиться. Да я вообще любил учиться. Но только время было
такое, не до учебы. А потом – война. С 1943 года ушел на
фронт. Прошел до конца войны от Харькова до Румынии. Испытал
тяготы и зверства фашистов в плену. Отслужил после войны
срочную службу и в 1947 году вернулся в родные края.
Услышал о МТС в Ладомировке и решил устроиться там на
работу. Молодой был, путь в 20 километров не страшил. Ведь
ходил на работу пешком. Жил в общежитии. Питался в столовой.
Кормили по тем временам хорошо. Как примерного работника,
направили на курсы комбайнеров в Кантемировку. Рад был.
Хорошую специальность по тем временам получил » (Приложение
№8).
Для обеспечения работы машинно – тракторной
мастерской необходимо электричество. Построили небольшую
подстанцию, которая сначала снабжала энергией только
мастерскую, а потом и часть села, где жили рабочие.
В МТС направляют все больше специалистов.
Назначается главный инженер, главный агроном, зоотехник.
Для прибывших сюда работников было принято решение о
строительстве в центре села двухквартирных домов. Их строили
из кирпича теперь уже ненужного помещения церкви, дерева,
глины. Таким образом, был заложен целый поселок в селе. Дома
специалистов, по сравнению с колхозными хатами, были
большие, светлые, крытые шифером, имели деревянные полы. От
подстанции к ним проводится электричество.
В 1956 году выше двухэтажного здания
бухгалтерии устанавливается водонапорная башня и проводится
водопровод. Он обеспечивает водой не только МТС, но и
рабочий поселок.
Ладомировкая МТС пользовалась большой
популярностью. Она оказывала значительную помощь колхозам в
выполнении полевых работ.
Но
к этому времени и сами колхозы становятся более
состоятельными. Расширяются посевные площади, получают более
высокие урожаи. Передовые хозяйства начинают приобретать
самостоятельно технику: тракторы, комбайны, автомобили.
Становится экономически невыгодным из Ладомировки за
несколько десятков километров перегонять технику. В 1961
году технику передают колхозам, а в Ладомировке организуется
ремонтно-тракторная мастерская. Механизаторы из других сел
пригоняли сюда трактора и осуществляли их ремонт. В 80-е
годы проведена еще одна реорганизация: тракторы, комбайны
полностью передали колхозам, ликвидировали подсобное
хозяйство, остались только автомобили. Предприятие стало
называться «Сельхозтехника». Автомобили по-прежнему
обслуживали рядом расположенные села, колхозы и частных
граждан.
В 1989 году отделение ликвидировано полностью и в
бывшей МТС разместилась мастерская СПК «Ленинский путь».
Эта мастерская функционирует по настоящее время. |
|