Ломакин Александр Владимирович, учитель физики и математики

Ломакин Александр Владимирович
Учитель физики и математики 
МБОУ "Ладомировская средняя общеобразовательная школа
Ровеньского района Белгородской области"

Почетный работник общего образования РФ

Ладомировская средняя школа Белгородской области

 

Главная
Немного о себе
Размышления о жизни
Фото
Достижения
Моя гордость
Гостевая книга
Карта сайта

 

Село Ладомировка
Летопись села
Достопримечательности
Жители села
Администрация
ФАП  (медпункт)
Почта и сберкасса
Детский сад
Дом культуры
Библиотека
МТС
СПК "Ленинский путь"


Ровеньский район
Школы Ровеньского района

 

Моя школа
Летопись школы
Школьный музей
Новости школьной жизни
Учителя
Учителя-пенсионеры
Фотогалерея
Выпускники
Гимн и герб школы


Напишите мне
:
ladlav@yandex.ru

 

Рейтинги  сайта

 

  Яндекс.Метрика

  Яндекс цитирования

 

 

 

 

 

Использование на уроках и во внеурочной деятельности ИКТ доклад скачать

 

Использование на уроках и во внеурочной деятельности ИКТ
Доклад Ломакина А. В. на педсовете

 
 

         Как известно, в основе всех наук лежит опыт. В основе изучения различных предметов в школе также лежит обращение к опыту. В области наук естественнонаучного цикла в последнее время появился новый источник опыта – компьютер.

Общение школьника с компьютером имеет не только учебный характер: учащиеся должны осознать прикладное значение информационных технологий, уметь ставить перед ЭВМ выполнимые задачи из различных областей знания. Только таким образом информационная культура, без которой невозможно представить человека ближайшего будущего, станет реальностью.

Я убежден: на уроках нужно использовать компьютер, чтобы учащиеся приобрели более прочные навыки работы с этими машинами, а это лучше подготовит их к жизни в компьютеризованном мире.

Применение ЭВМ как средства обучения способствует активизации учебного процесса, индивидуализации обучения, самоконтролю. Компьютер способен повысить интерес к предмету, оживить сухие строчки учебника, наглядно представить явления, наблюдение которых невозможно организовать в школе по техническим или природным условиям (например, квантовая, ядерная физика). Удачная учебная программа заставит ученика занять активную позицию исследователя, почувствовать значимость изучаемого предмета для его жизни.

Важен и такой психологический аспект обучения: учащиеся сразу же на экране видят результаты своей деятельности с комментариями и рекомендациями. Работа с компьютером развивает творческие способности ученика, его абстрактное мышление, внимание и уровень общей культуры.

 
 

В практике моей работы с лучшей стороны зарекомендовали себя следующие формы использования ИКТ:

· проведение интегрированных уроков (физика+информатика) Я  проводил открытый интегрированный урок по теме «Решение физических задач на компьютере», который получил высокую оценку коллег;

· проведение уроков с использованием интерактивных материалов: «Открытая физика», «Живая физика»; в 2005-2006 учебном году весь факультативный курс астрономии был построен на материалах «Открытой астрономии»;

Для изучения физики в школы поступили программы «Живая физика» и «Открытая физика». Их главным достоинством является возможность создавать на экране компьютера модели различных физических явлений. Программа позволяет наглядно представить моделируемое физическое явление, показать направления векторов, построить графики зависимостей. Программа дает возможность просмотра физического явления с разной скоростью. Все это позволяет ученикам лучше разобраться в деталях, выявить закономерности, присущие данному явлению. Однако учитель всегда должен отмечать, что наблюдаемое на экране компьютера явление – это модель, идеализация реального физического явления, и всегда, когда это возможно, проводить демонстрационный эксперимент с реальными предметами, а также апеллировать к жизненному опыту учеников. Очень полезно при сравнении реальных и модельных явлений обсуждать степень идеализации и ее правомерность, обращать внимание на то, что создание моделей разной степени приближенности к реальным явлениям – это один из основных методов физики.

Использование при изучении механики программы «Живая физика» дает возможность ученикам не только наглядно, в удобном для каждого темпе наблюдать изучаемые физические явления, но и следить за тем, как меняются при движении и взаимодействии объектов, моделирующих реальные физические тела, векторы скоростей и ускорений, а также различных сил, действующих на тело и т. д., всего, что вызывает трудности у учеников при изучении механики.

Опыт проведения компьютерных уроков физики позволил сделать вывод, что использование готовых моделей, несмотря на их продуманность и красочность, не всегда приводит к успеху, особенно на начальном этапе обучения. Дело в том, что большинство учеников не могут разобраться быстро в незнакомой для них модели. На это способны только сильные ученики. Удачным выходом из этой ситуации оказывается следующий: учитель в начале урока предлагает ученикам творческие задания по самостоятельному созданию моделей физических явлений, задавая характеристики этих моделей. С помощью создаваемых моделей ученики изучают новый материал.

Первые модели получаются совсем простыми, а потом, по мере знакомства с возможностями программы «Живая физика», они постепенно усложняются, но все равно остаются доступными для детей и быстро создаваемыми. В созданных самостоятельно моделях дети уже хорошо ориентируются, постоянное обновление способствует поддержанию интереса к работе в компьютерном классе. На компьютеризованных зачетах учитель уже не вводит все характеристики моделей, а задает только характер явления, которое должно быть смоделировано на экране компьютера. В остальном инициатива принадлежит ученикам.

Когда ученики привыкают пользоваться на уроках физики самостоятельно созданными моделями, становится возможным перейти к готовым моделям, которые теперь хорошо воспринимаются большинством учеников.

Использование на уроках физики программы «Открытая физика» способствует лучшему усвоению физики учащимися. Так, она позволяет  просмотреть видеозаписи физических экспериментов, услышать объяснение материала по теме, а также выяснить зависимости между величинами.

Например, при изучении темы «Реактивное движение» с использованием «Открытой физики» можно выяснить зависимость скорости ракеты от массы топлива и наглядно увидеть эту зависимость на экране. Программа дает необходимый теоретический материал по данной теме, наглядное изображение движения ракеты и др.

· проведение интерактивных внеклассных мероприятий (Заочное путешествие по Эрмитажу, по Белгородской области, по сайтам школ района и области; сопровождение мероприятий презентациями (например, «Кто хочет стать миллионером», использование видеоматериалов). В 2008 г. проведено открытое внеклассное мероприятие «Семейные традиции», которое сопровождалось презентацией более чем из 50 слайдов, в 2009 г – открытое мероприятие «Семь чудес света» с интерактивной презентацией.

· Сопровождение докладов, выступлений, вечеров, литературно-музыкальных композиций презентациями, видеороликами. На сорокалетний юбилей школы я подготовил презентацию, содержащую более 300 слайдов, охватывающую всю историю Ладомировской средней школы. Вместе с учащимися, посещающими кружок «Школьный сайт», я подготовил презентации к литературно-музыкальным композициям «55 лет Белгородской области» (2009 г), к 65-летию Курской битвы (2008 г). Имею опыт создания видеофильмов, видеороликов. К выпускному вечеру (2008 г) создал видеофильм, содержащий слайд-шоу из фотографий, видеофрагменты вечеров, линеек, школьных мероприятий. Видеоролики включаю в уроки, внеклассные мероприятия, что способствует активизации учебного процесса, «оживлению» учащихся, повышению интереса к предмету.

· компьютерное тестирование (имею опыт создания тестовых программ на компьютере с помощью пакета JsTest B; использую тестовые материалы пакета «1С Репетитор»).

Компьютерное тестирование способствуют самоконтролю, ведь на экране компьютера можно получить сообщение и о допущенных ошибках и достигнутых успехах, своевременную инструкцию, помощь и подсказку при выполнении задания.

Здесь очень важен и такой психолого-педагогический аспект. Ученики обладают разным психологическим статусом и многие из них болезненно относятся к замечаниям учителя, боятся потерпеть фиаско на глазах у класса. В диалоге с компьютером этого не происходит: компьютер не считает, сколько было неудачных попыток решения задачи, не делает замечаний, никаких выволочек. Более того, если программа сделана разумным образом, он еще и подскажет, что и как надо сделать, и даже объяснит, в чем ты ошибся.

· сопровождение докладов учащихся показом презентаций (Исаак Ньютон, Шапаренко А, 9 класс; Архимед, Калиниченко Н, 9 класс; «Магнитное поле», Смык Н, 9 класс, «Линзы» Рогоза Н, 11 кл и др.);

· использование презентаций при защите творческих проектов («СКЭС – решение энергетической проблемы Земли», Головачев Е., 11 класс и др.);

·  использование материалов Интернета для подготовки домашних заданий (рефератов, проектов);

 
 

Я являюсь разработчиком школьного web-сайта http://www.ladomirovka.narod.ru и постоянно работаю над его обновлением и совершенствованием. В этом году получил благодарственное письмо за участие во Всероссийском конкурсе «Лучший сайт образовательного учреждения». В работу по обновлению сайта привлекает также учащихся.

 Молодежь к компьютерам относится очень благожелательно. Она их любит, она им доверяет, она их даже обожествляет, одухотворяет, если хотите. Не секрет, что наблюдаемый у «массового школьника» интерес к компьютерам намного превосходит его интерес к обучению в школе.

 
     

Из опыта работы...

Физика
Астрономия
Разработки уроков
Предметные недели
Внеклассные мероприятия
Физический кружок
Тесты
Контрольные работы
Самостоятельные работы
Рабочие программы ФГОС
Рабочие программы ФК ГОС
Кабинет физики
Тематическое планирование
Исследовательская работа
Сайты учителей физики

 

Информатика
Разработки уроков
Тематическое планирование
Рабочие программы
Олимпиадные задания
Внеклассная работа
Тесты
Самостоятельные работы
Контрольные работы
Практические работы
Кабинет информатики

 

Математика
Тематическое планирование
Контроль знаний
Рабочие программы
Разработки уроков
Внеклассная работа
Экзамены

 

АПО
Нормативная база
Обобщение опыта

 

Методическая работа
Доклады
Новые технологии
Мастер-класс
Документация
Локальные акты
РМО учителей информатики
ММО учителей-предметников

 

Воспитательная работа
Документация
Собрания
Творческие работы учащихся
Разработки мероприятий
Новогодние мероприятия

 

 
Поиск информации по сайту
Найти: на ladlav.narod.ru на Народ.Ру на Яндексе

Дата последнего обновления: 08.06.2020 г
© А. В. Ломакин, 2009-2021.  All rights reserved