Ломакин Александр Владимирович, учитель физики и математики

Ломакин Александр Владимирович
Учитель физики и математики 
МБОУ "Ладомировская средняя общеобразовательная школа
Ровеньского района Белгородской области"

Почетный работник общего образования РФ

Ладомировская средняя школа Белгородской области

 

Главная
Немного о себе
Размышления о жизни
Фото
Достижения
Моя гордость
Гостевая книга
Карта сайта

 

Село Ладомировка
Летопись села
Достопримечательности
Жители села
Администрация
ФАП  (медпункт)
Почта и сберкасса
Детский сад
Дом культуры
Библиотека
МТС
СПК "Ленинский путь"

 

Ровеньский район
Школы Ровеньского района

 

Моя школа
Летопись школы
Школьный музей
Новости школьной жизни
Учителя
Учителя-пенсионеры
Фотогалерея
Выпускники
Гимн и герб школы


Напишите мне
:
ladlav@yandex.ru

 

Рейтинги  сайта
   
 
Яндекс цитирования
Яндекс цитирования

 

 

Внеклассное мероприятие "Поле чудес",
посвященное жизни и деятельности Л. Эйлера

(Из опыта работы Ломакина А. В.)
 

 

Цели мероприятия: познакомить учащихся с биографией и вкладом в науку Леонарда Эйлера, патриотическое воспитание, воспитывать стремление к лидерству, воспитывать культуру общения.

Оборудование: портрет Леонарда Эйлера, барабан игры «Поле чудес», призы, 2 шкатулки.

Оформление класса: на доске – портрет Эйлера, записан эпиграф «Читайте, читайте Эйлера – он наш общий учитель! Лаплас», закрытые задания ко всем турам.

 Ход мероприятия:

Эпиграф: Читайте, читайте Эйлера – он наш общий учитель!          (Лаплас.)

Ведущий. Приветствуем всех на игре «Поле Чудес». Высокой поэзии дадим вначале слово. У поэта Олега Дмитриева есть замечательное стихотворение:

Следи, как с дерева слетает листва,

Следи, как каждый лист

То в воздухе узор сплетает,

То кружит, как мотоциклист,

То падает, как камень рыжий,

То по невидимой прямой

Скользит стремительно –

Как лыжник

Несется с горочки зимой.

Не постигая тайных знаков,

Мы с сожаленьем говорим:

Сколь трепет листьев одинаков,

Сколь их полет неповторим!

Но что за блажь –

Срываясь с веток

В прощальный путь, в печальный путь,

Стараться как-то напоследок

Свою необщность подчеркнуть?!

«Следи», - советует поэт, наблюдай, «сколь трепет листьев одинаков», как «их полет неповторим». Действительно, ведь так и  должно начинаться постижение «тайных знаков» - закономерностей природы. Но, как отмечает Галилей, «природа говорит языком математики». Именно на языке математики природа рассказала человечеству о законе тяготения, о законах движения физических тел и о многих других своих «тайных знаках». А язык математики, зародившись в далекой древности, совершенствуется и от века к веку обогащается трудами и новыми открытиями великих математиков.

Об одном из выдающихся русских математиков, Леонарде Эйлере,  мы поговорим на игре «Поле чудес» 

Правила игры всем известны, но я все же напомню вкратце: В каждом туре побеждает тот, кто правильно назовет слово. Слово можно назвать сразу или угадывать по буквам, за три последовательно угаданные буквы - 2 шкатулки: одна с призом, другая без. Неправильно называете букву – право игры переходит к следующему игроку. Если вы рискнете назвать слово, но ошибетесь хоть в одной букве, покидаете игру.

Обратите внимание на секторы:
+    право открыть любую букву,
Б    банкрот, все ваши очки сгорают,
О   переход хода,
П   сектор приз, если берете приз, то покидаете игру.

В финале победитель выбирает призы на набранную сумму очков. За подсказки и прочие нарушения правил – удаление из зала.

 Приветствуем первую тройку игроков: (5 класс)

 

Первый тур.

Как Вы думаете, почему наша игра будет посвящена именно этому ученому? (В этом году исполняется 300 лет со дня его рождения. - 2007 год)

А что мы знаем о нем?!
Думаю, что очень мало. Это совсем несправедливо к нему, так как его вклад в мировую науку не просто огромен, а колоссален.

Леонард Эйлер родился 15 апреля 1707 года в семье пастора в швейцарском городе.
Внимание: задание первого тура. Назовите город, в котором родился Леонард Эйлер.

Ответ: Базель 

Второй  тур.

Приветствуем вторую тройку игроков: (6 класс)

Начальное обучение Эйлер прошел под руководством отца, который прочил сыну духовную карьеру. Математикой занимался с сыном как бы между прочим, в качестве развлечения и для развития логического мышления.

В 13 лет Леонард поступил на факультет искусств Базельского университета, где занятия по математике и астрономии вел прославленный ученый Иоганн Бернулли. Бернулли очень скоро заметил необычайные способности юноши. О своем учителе Эйлер позже скажет «Хотя в частных уроках он мне отказал наотрез ввиду своей занятости, он дал мне, однако, весьма благотворный совет, состоящий в том, чтобы я сам принялся за некоторые трудные математические книги и штудировал их со всем усердием, а если я встречу какое-нибудь препятствие или затруднение, он позволил мне свободно приходить к нему каждую субботу пополудни и любезно разъяснял мне все трудности».

Уже в 16 лет Леонард получил степень магистра искусств. Научная степень дала Эйлеру право на преподавательскую деятельность, но на родине, в Швейцарии, работы ему не нашлось. Понимая, что в Швейцарии научная карьера бесперспективна, Леонард, уступая настояния отца, на всякий случай изучал богословие.

Эйлеру было 17 лет, когда по указу Петра I в Петербурге открылась Академия наук, оказавшая впоследствии решающее влияние на развитие науки в нашей стране. Отечественных ученых тогда не было совсем. Пришлось привлекать иностранных. В числе первых были приглашены Даниил и Николай Бернулли.

В 19-летнем возрасте Эйлер опубликовал первую свою научную работу и принял участие в объявленном Парижской академией наук конкурсе о наилучшем расположении мачт на корабле. По рекомендации братьев Бернулли двадцатилетний Леонард получил приглашение в Петербургскую академию наук.

В Петербург Эйлер прибыл в день смерти Екатерины I. Сразу же молодому ученому поручается преподавательская работа со студентами. Большинство научных сотрудников Академии наук не слишком добросовестно относились к своим обязанностям, но Эйлер не пренебрегает никакими поручениями: делает доклады на академических конференциях, читает публичные лекции, он активный член многих комиссий и автор содержательного проекта системы обучения в гимназиях. Обладая превосходной памятью, молодой ученый за несколько месяцев хорошо изучил русский язык.

За короткое время Эйлер написал «Руководство к арифметике для употребления в гимназии Императорской академии наук» (в двух томах) – второе в России солидное пособие после известного учебника Магницкого.

Исполняя эти многочисленные обязанности, Эйлер находил время и для своего главного дела – для математических исследований: ни один том ежегодника академии не выходил без его работ. Благодаря своей феноменальной умственной работоспособности и природной одаренности Эйлер в первые же годы петербургской жизни сложился как великий ученый.

В 1733 году в возрасте 26 лет академик Эйлер женится на дочери академического живописца, которая тоже была родом из Швейцарии и ей тоже было 26 лет.

Назовите имя жены Эйлера:

Ответ: Екатерина Гзель

Третий  тур.

 Приветствуем третью тройку игроков: (7 класс)

Размеренная семейная жизнь, маленькие радости были необходимы Эйлеру для спокойной работы. Никакие научные занятия не могли послужить поводом для пренебрежения семейными обязанностями. Но и горестные события не обошли стороной Эйлера и его семью. Так, из тринадцати его детей выжили только пятеро – три сына, которые в будущем стали физиком, артиллеристом, врачом и две дочери.

Через два года после женитьбы Эйлер потерял зрение на правый глаз, когда выполнял в три дня правительственное задание, на которое другие академики требовали несколько месяцев. Работа действительно была трудной, требовавшей огромного количества кропотливых вычислений. Но выполнить задание в срок было для ученого вызовом уму и чести, чести ученого. Работа была окончена в срок. Но оставила после себя страшный, чудовищный след – глаз, который не выдержал сверхчеловеческого напряжения и угас.

Вместе с Екатериной Гзель Эйлер прожил 33 года. После ее смерти ученый женился второй раз – на ее сводной сестре. Еще беда – сгорел дом и большая часть имущества. Но никакие невзгоды не могли заставить Эйлера прервать активную творческую деятельность.

Эйлер был всесторонне образованным ученым: знал греческий, латинский, немецкий, французский, русский и другие языки; кроме математики, физики, астрономии имел глубокие знания в области географии, химии, ботаники, анатомии, медицины и других областях науки и техники. Он очень любил музыку, классиков древней литературы, знал наизусть «Энеиду» Виргилия. Эйлер был веселый, скромный и отзывчивый человек, оказывал помощь выходцам из народа и всем обращавшимся к нему молодым ученым. Он отличался редкой трудоспособностью и был не только гениальным математиком, но и замечательным физиком, инженером, астрономом, географом и выдающимся вычислителем. Творчество Эйлера отличалось глубиной мысли, разнообразием научных интересов и большой продуктивностью.

Много лет Эйлер работал над составлением географических карт России. В 1739 году опубликовал работу по теории музыки, а в 1740 году получил вместе с Даниилом Бернулли и английским математиком Маклорином премию Парижской академии наук т за труд в области теории морских приливов и отливов.

В конце 1740 года власть в России перешла в руки Анны Леопольдовны. В столице сложилась тревожная обстановка. Бирон – фаворит царицы Анны Иоанновны создал в академии атмосферу невыносимую. Как ни далек был Эйлер от дворцовых интриг и светских пересудов, но даже он не мог вытерпеть самоуправства и грубостей курляндского герцога – фаворита. «Дела стали идти плохо», - вспоминал потом Эйлер. Очень не хотелось уезжать, да и трудно было сдвигать с места налаженное хозяйство большой семьи.

В это время прусский король Фридрих II задумал возродить Общество наук в Берлине. Через своего посла в Петербурге король пригласил Эйлера переехать в Берлин, и ученый  подает заявление об отставке. Уезжая из Петербурга, ученый обещал сохранить контакты с академией, «а пришедши в лутчее здоровье, из немецкой земли опять в Россию возвратиться».

- Отчего вы не хотите говорить со мною? – спросила в Берлине Эйлера мать короля Фридриха II.

- Государыня, я прибыл из страны, где за слово вешают, – ответил он.

Но русская академия наук продолжала считать его своим членом. За опубликованные сочинения ему посылали в Берлин деньги, поддерживая материально нуждавшегося ученого. Узнав, что во время Семилетней войны пострадало его поместье, фельдмаршал Петр Салтыков оплатил все издержки, а императрица Екатерина II прибавила к ним 4 тысячи рублей. Сам он очень тосковал по Петербургу.

Берлинский период деятельности Эйлера длился 25 лет. Работал он, как и всегда, очень плодотворно, добрую половину своих монографий отсылал для печатания в изданиях Петербургской академии.

Именно в России в 1749 году была опубликована его книга, заложившая основы современной теории гидравлических реактивных турбин. На табло закрыто название этой книги.

Ответ: Морская наука 

Приветствуем четвертую тройку игроков: (8 класс)

Четвертый  тур.

В Берлине Эйлер не встретил должного почета со стороны прусского короля. Мысль о возвращении в Россию становилась все более настойчивой. К тому же взошедшая на престол Екатерина II неоднократно приглашала его работать в Петербурге. Позже Екатерина горделиво скажет: «Я уверена, что моя академия возродится из пепла от такого важного приобретения, и заранее поздравляю себя с тем, что возвратила России великого человека». Тщеславный, заносчивый король Пруссии не стал препятствовать отъезду Эйлера. Во время переезда потонул багаж с личными вещами, книгами и бесценными рукописями.

В 66 лет Эйлер почти ослеп также и на левый глаз, а к слепоте стала присоединяться и глухота. Но и это не сломило его. В этот период один из друзей писал: «Хотя он не может узнать никого в лицо, читать черное на белом и писать пером на бумаге, однако пишет на черном столе свои математические вычисления мелом очень ясно… Потом они вписываются в большую книгу одним или другим из его адъюнктов…»

За последние полтора десятка лет Эйлер продиктовал более 400 статей и 10 больших книг. Общее научное наследие Эйлера составляет около 900 работ. Полное собрание трудов, 72 тома, охватывает все его работы по математике, астрономии, физике и другим наукам.

Эйлер является основателем науки, название которой закрыто на табло.

Ответ: Топология

Топология – раздел математики, в котором изучаются наиболее общие свойства пространств, а именно те, которые сохраняются при любых непрерывных преобразованиях.

 

Финал.

Уважаемые игроки! Поздравляю Вас с выходом в финал. Продолжим разговор о жизни и деятельности Эйлера.

18 сентября 1783 года после обеда в кругу семьи Эйлер во время беседы внезапно почувствовал себя плохо и потерял сознание. Через несколько часов он скончался от кровоизлияния в мозг в возрасте 75 лет.

Сообщив о смерти Эйлера Парижской академии наук, известный французский математик Кондорсе сказал: «Эйлер прекратил вычислять и жить…» Окончилась жизнь одного из величайших математиков всех времен, «сделавшего свое бессмертное имя известным всей Европе» (из записи в протоколе академии наук от 11 сентября 1783 года).

Дыхание прочь отлетело,

Печатью замкнулись уста,

А мысль, что покинула тело,

В хорошие книги влита.

Похоронили Эйлера на Смоленском кладбище в Петербурге. Надпись на памятнике гласила: «Здесь покоятся бренные останки мудрого, справедливого, знаменитого Леонарда Эйлера».

Через 50 лет оказалось, что могила утеряна, и лишь случайно «обнаружили камень, погрузившийся от собственной тяжести в землю и поросший дерном». В академии почувствовали себя неловко и установили новый памятник с краткой надписью «Леонарду Эйлеру – Петербургская академия».

В 1957 году останки Эйлера были перенесены в Александро-Невскую Лавру, где и сегодня можно увидеть его могилу.

Хочу отметить я одно

Из примечательных явлений:

Когда от нас уходит гений,

Оставив памяти зерно,

С собой бессмертье он берет

И формул пестрый хоровод.

О деятельности Эйлера выдающийся французский ученый Араго сказал так: он «вычислял так, как человек дышит»

Задание на финал. На доске частично закрыто название одной из книг Леонарда Эйлера, написанной в 1768-1769 годах.

Ответ: универсальная арифметика

Рассказ о жизни и деятельности я хочу закончить профессора А. П. Юшкевича, крупнейшего специалиста по истории математики: «Благодаря деятельности Эйлера в России в 18 веке был достигнут значительный прогресс в деле подготовки кадров ученых – математиков и педагогов, в создании учебной литературы. Этот прогресс явился предпосылкой того быстрого взлета исследований по математике в нашей стране, который начался в первой     половине 19 столетия, когда выступили со своими замечательными открытиями Н. И. Лобачевский, М. В. Остроградский, П. Л. Чебышев. Последний явился основателем петербургской математической школы, продолжившей и развившей  научные традиции Эйлера». 

Вопросы для обсуждения:

1. Какие эпизоды из жизни и творчества Эйлера Вам запомнились?

2. Какие открытия сделал Леонард Эйлер?

3. Что вы можете сказать о личных качествах этого выдающегося ученого?

4. Благодаря чему Эйлер стал великим ученым?

5. Что такое топология?

6. Попытайтесь пояснить смысл эпиграфа «Читайте, читайте Эйлера – он наш общий учитель!» 

 

Список использованной литературы:

1. Глейзер Г. И. История математики в школе 7-8 кл. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982. – 240 с.

2.  Голованов Я. К. Этюды об ученых. Изд 2-е, доп. М.: Молодая гвардия, 1976. – 416 с., ил.

3.  Кордемский Б. А.  Великие жизни в математике.: Кн. для учащихся 8-11 кл. – М.: Просвещение, 1995. – 192 с.: ил.

4. Макиша А. М., Орлов В. Б. Толковый математический словарь. Основные термины. – М.: Русский язык, 1989. – 244 с., 186 ил.

 
 

Из опыта работы...

Физика
Астрономия
Разработки уроков
Предметные недели
Внеклассные мероприятия
Физический кружок
Тесты
Контрольные работы
Самостоятельные работы
Рабочие программы ФГОС
Рабочие программы ФК ГОС
Кабинет физики
Тематическое планирование
Исследовательская работа
Сайты учителей физики

 

Информатика
Разработки уроков
Тематическое планирование
Рабочие программы
Олимпиадные задания
Внеклассная работа
Тесты
Самостоятельные работы
Контрольные работы
Практические работы
Кабинет информатики

 

Математика
Тематическое планирование
Контроль знаний
Рабочие программы
Разработки уроков
Внеклассная работа
Экзамены

 

АПО
Нормативная база
Обобщение опыта

 

Методическая работа
Доклады
Новые технологии
Мастер-класс
Документация
Локальные акты
РМО учителей информатики
ММО учителей-предметников

 

Воспитательная работа
Документация
Собрания
Творческие работы учащихся
Разработки мероприятий
Новогодние мероприятия

 

 
Поиск информации по сайту
Найти: на ladlav.narod.ru на Народ.Ру на Яндексе

Дата последнего обновления: 08.06.2020 г
© А. В. Ломакин, 2009-2021.  All rights reserved