Цели урока:
повторить основные понятия, формулы, физические величины и
их единицы, факты по теме «Механические колебания»,
развивать познавательный интерес, умение
объяснять физические явления, решать задачи на расчет
параметров колебательного движения, на нахождение
зависимости между величинами;
учить анализировать условия заданий,
анализировать ответ одноклассников,
воспитывать взаимопомощь учащихся.
Ход урока:
Сегодняшний урок мы проведем в форме ТВ-игры
«Счастливый случай». Представляю команды:
А теперь каждая команда должна выбрать себе
капитана. Капитаном должен быть самый эрудированный из Вас,
так как именно капитан будет определять отвечающего на
некоторые вопросы. Во время обсуждения у Вас может
прозвучать несколько версий ответа, а капитан должен выбрать
правильный ответ (по его мнению). Как видите, на капитана
возложена большая ответственность в игре.
Обязательное условие игры – взаимопомощь.
Задания старайтесь выполнять сообща, помогайте друг другу.
1
гейм. «Гонка за лидером»
Вопросы я буду задавать каждому из вас по
очереди. За каждый правильный ответ команда будет получать
по 2 очка. Если участник команды дает неверный ответ или не
может ответить, на этот вопрос может ответить команда, но
тогда она получит только 1 очко. На обдумывание ответа не
более 5 секунд.
Вопросы первой команде:
1.
Дайте определение амплитуды колебаний.
2.
Как называется график колебательного движения?
3.
Дайте определение периода колебаний.
4.
Что является причиной затухания колебаний?
5.
Единица измерения частоты колебаний в СИ.
6.
Что такое пружинный маятник?
7.
Амплитуда колебаний 8 см. Чему равно смещение? (8 см)
8.
Частота колебаний 2 Гц. Чему равен период колебаний?
9. В какой точке колебательного движения потенциальная энергия
равна нулю?
10.
Дайте определение резонанса.
11.
Какие колебания называются свободными?
12. Под действием каких сил происходят колебания нитяного
маятника?
Вопросы второй команде:
1.
Дайте определение частоты колебаний.
2.
Какие колебания называются затухающими?
3.
Единица измерения периода колебаний в СИ.
4. Под действием какой силы происходят колебания пружинного
маятника?
5. Наибольшее смещение тела 4 см. Чему равна амплитуда
колебаний?
6.
Период колебаний 10 секунд. Чему равна частота колебаний?
7. Почему нитяной маятник не останавливается в положении
равновесия, а движется дальше?
8. В каких точках колебательного движения потенциальная энергия
тела максимальна?
9. В чем особенность колебаний, происходящих в безвоздушном
пространстве?
10.
Дайте определение вынужденных колебаний.
11.
Приведите пример свободных колебаний.
12.
Формула связи периода и частоты колебаний.
2 гейм. «Ты – мне, я –
тебе.»
Команды по очереди задают вопросы соперникам.
За каждый правильный ответ 2 очка.
3
гейм. «Темная лошадка»
Внимательно послушайте строки из биографий
выдающихся физиков. Попытайтесь определить, о ком идет речь.
Право ответа у команды, капитан которой первым поднимет
руку.
За правильный ответ после первой подсказки 6
очков, после второй 4 очка, после третьей 2 очка. Внимание!
Задание №1. Подсказка 1 .
Именно этот английский ученый, получивший за
свою научную деятельность рыцарский титул, направил
сподвижнику Петра Первого, крупному военачальнику
Александру Даниловичу Меншикову извещение о том, что тот
избран членом Королевской Академии наук Великобритании;
парадокс состоял в том, что Меншиков был безграмотным.
В 1695 году он получил должность смотрителя
Монетного двора Великобритании, а через 4 года – директора;
ему была поручена чеканка всех монет страны.
Подсказка 2
Увлечение естественными науками он сочетал с
увлечением религией. К концу жизни он написал сочинение о
пророке Данииле и толкование Апокалипсиса. Тем не менее
богу, по словам Ф. Энгельса, он оставил только первый
толчок, но запретил всякое дальнейшее вмешательство в
Солнечную систему. Этот ученый – физик одновременно является
автором двух важных математических методов:
дифференциального и интегрального исчислений.
Подсказка 3.
Философ Г. Гегель шутил: три яблока сгубили
мир: яблоко Адама, Яблоко Париса и яблоко …
( Ответ: Исаак Ньютон )
Задание №2.
Подсказка 1 .
Воспитание этот ученый получил в монастыре,
образование – частично на медицинском факультете Пизанского
университета; затем работал преподавателем математики, был
придворным философом.
История статики началась с Архимеда, история
же механики неразрывно связана с именем этого ученого.
Подсказка 2.
Он умер в 1642 году, а почти через 100 лет –
в 1737 году прах ученого, согласно его завещанию, был
перенесен во Флоренцию и захоронен рядом с прахом
Микеланджело.
Лишь спустя почти три с половиной столетия
после его кончины папа римский Иоанн Павел Второй выступил с
заявлением , в котором признал, что гонения церкви на
ученого были напрасны: он был прав.
Подсказка 3.
По образному выражению, этот ученый сумел
отстоять свои научные взгляды и победить «на коленях».
( Ответ: Галилео Галилей )
4 гейм. «Заморочки
из мешочка»
Участники каждой команды по очереди вынимают
бочонки с номерами. На обдумывание ответа 20 секунд. За
правильный ответ 5 очков. В случае неверного ответа могут
ответить соперники и получить также 5 очков.
1. Существует ли колебательное движение, для которого период
равен частоте. Если да, то чему равны период и частота
такого движения? (1 секунда, 1 Герц)
2. Как привести в колебательное движение маятник стенных часов,
сообщив ему только потенциальную энергию? (Отвести от
положения равновесия)
3. Когда полная механическая энергия колеблющегося тела равна
нулю? (Если тело покоится)
4. Амплитуда колебаний 5 см. Чему равен путь, пройденный телом
при колебательном движении за период? (20 см)
5. (Бочонок «счастливый случай»; если команда дает верный
ответ, то получит 10 очков) Амплитуда колебаний точки
струны 1 мм, частота 1 кГц. Какой путь пройдет точка за 0,2
с? (80 см)
6. Как изменится частота колебаний нитяного маятника при
увеличении длины нити в 3 раза? (Уменьшится в √3 раза )
7. Как изменится частота колебаний пружинного маятника при
уменьшении массы груза в 4 раза? (Увеличится в 2 раза)
8. Как изменится ход часов с маятником на металлическом стержне
при повышении температуры? (Будут отставать)
9. По графику колебательного движения найти амплитуду, период
и частоту колебаний.
10. Маятник за 2 минуты совершил 200 колебаний. Найдите период и
частоту колебаний.
5
гейм. «Дальше, дальше…»
За 1 минуту нужно написать как можно больше
примеров колебательного движения. За каждый пример 2 очка.
Подведение итогов игры. Выставление оценок.
Урок также выставлен на сайтах
http://www.openclass.ru/lessons/133433
http://wiki.saripkro.ru/index.php/Ломакин_Александр_Владимирович
|