Тип
урока: комплексного применения знаний и способов
деятельности.
Цели
урока: организовать деятельность учащихся по
комплексному применению знаний (сущности СТО, постулатов и
следствий из СТО, формул релятивистской длины, массы,
времени, импульса, энергии, релятивистского закона сложения
скоростей) и способов деятельности (вычисления значений
величин по формулам, преобразования формул, объяснения
физических явлений на основе знаний постулатов и следствий
СТО),
совершенствовать вычислительные навыки, навык перевода
единиц физических величин в СИ, навык преобразования формул,
навык решения задач в общем виде;
создать
условия для развития мышления, коммуникативных навыков,
навыков самостоятельной работы (умение работать во времени,
анализировать условие, самоконтроль),
применить
дифференцированный подход в обучении,
воспитывать
культуру умственного труда.
Оборудование: карточки для рефлексии, тест (на каждого
ученика); ответы к тесту (на каждую парту)
Ход урока:
1.
Организационный этап.
Давайте
оценим наше настроение, ощущения на начало урока по шкале,
которая представлена на карточках, лежащих перед Вами. (см.
Приложение №1)
2.
Этап актуализации опорных знаний.
Беседа по
вопросам.
- Какой
раздел физики мы с Вами изучили? (специальную теорию
относительности, СТО)
- В чем
сущность СТО?
-
Сформулируйте постулаты СТО.
- Какие
следствия из постулатов СТО вы знаете?
- Запишите
формулы релятивистской массы, длины, времени, импульса.
(Один
учащийся пишет на крыле доске, остальные в тетради)
- Запишите
релятивистский закон сложения скоростей. Когда он применим?
В чем его особенность?
- Что такое
энергия покоя? Как найти энергию покоя? Насколько велика
энергия покоя?
3. Этап
комплексного применения знаний на практике.
1)
Фронтальное решение задачи.
Чему равна
длина космического корабля, движущегося со скоростью 0,8 с.
Длина покоящегося корабля 100 м.
Внимание:
При решении задач на релятивистские эффекты принято скорости
записывать не в км/с или км/ч, а в долях скорости света.
Например: 0,8с – 0,8 от скорости света. Чему равна эта
скорость? (2,4*108 м/с)
Как вы
думаете, зачем это сделано? (Для удобства расчета по
формулам)
Заметят ли
сами космонавты уменьшение длины корабля?
Какие еще
изменения произойдут с космическим кораблем? (Увеличится
масса, произойдет замедление времени)
Как ни
парадоксально, но факт!
2)
Фронтальное решение задачи.
С какой
скоростью должна двигаться частица (тело), чтобы его масса
увеличилась в 3 раза?
Скачать урок полностью
127 кбайт
|