Содержание
курса информатики и ИКТ
1. Информация и информационные процессы –
8 ч
Информация в природе, обществе и технике.
Информация и информационные процессы в неживой природе.
Информация и информационные процессы в живой природе.
Человек: информация и информационные процессы. Информация и
информационные процессы в технике. Кодирование информации с
помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые
системы. Кодирование информации. Количество информации.
Количество информации как мера уменьшения неопределенности
знания. Определение количества информации. Алфавитный подход
к определению количества информации.
Практические
работы:
Практическая работа № 1 «Вычисление
количества информации с помощью калькулятора».
Практическая работа № 2 «Тренировка ввода
текстовой и цифровой информации с клавиатуры».
2.
Компьютер как универсальное устройство обработки информации
– 11 ч
Программная обработка данных на компьютере.
Устройство компьютера. Процессор и системная плата.
Устройства ввода информации. Устройства вывода информации.
Оперативная память. Долговременная память. Файлы и файловая
система. Файл. Файловая система. Работа с файлами и
дисками. Программное обеспечение компьютера. Операционная
система. Прикладное программное обеспечение. Графический
интерфейс операционных систем и приложений. Представление
информационного пространства с помощью графического
интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
Правовая охрана программ и данных. Защита информации.
Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные
и свободно распространяемые программы
Защита информации.
Практические
работы:
Практическая работа № 3 «Работа с файлами с
использованием файлового менеджера».
Практическая работа № 4 «Форматирование,
проверка и дефрагментация дискет».
Практическая работа № 5 «Определение
разрешающей способности мыши».
Практическая работа № 6 «Установка даты и
времени».
Практическая работа № 7 «Защита от вирусов:
обнаружение и лечение».
3. Коммуникационные технологии – 14 ч
Передача информации. Локальные компьютерные
сети. Глобальная компьютерная сеть. Интернет. Состав
Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и
транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные
ресурсы Интернета. Всемирная паутина. Электронная почта.
Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет.
Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете.
Электронная коммерция в Интернете. Разработка Web-сайтов с
использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы
и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста
на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы.
Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах.
Интерактивные формы на Web-страницах.
Практические
работы:
Практическая работа № 8 «Предоставление доступа к диску на
компьютере в локальной сети».
Практическая работа № 9 «Подключение к Интернету».
Практическая работа № 10 «География Интернета».
Практическая работа № 11 «Путешествие по Всемирной паутине».
Практическая работа № 12 «Работа с электронной
Web-почтой».
Практическая работа № 13 «Загрузка файлов из Интернета».
Практическая работа № 14 «Поиск информации в Интернете».
Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием
языка разметки текста
HTML».
Итоговое повторение 2 ч
Формы и средства контроля
Тематический контроль
№ |
Тематика |
Вид |
Форма |
8 класс |
1 |
Информация и
информационные процессы |
Контрольная
работа, вводный контроль |
|
2 |
Компьютер
как универсальное устройство обработки
информации |
контрольная
работа |
|
3 |
Коммуникационные технологии |
контрольная
работа |
|
4 |
Итоговое
повторение |
контрольная
работа |
|
Творческая работа
учащихся
Разработка сайта с
использованием языка разметки текста
HTML
Задание:
Самостоятельно придумать тематику сайта.
Реализуйте свой проект средствами
графического редактора и
Web-редактора.
Подготовьтесь представить свою работу товарищам по классу
Практические работы
В учебнике 8 класса Угринович Н.Д.
представлены тексты практических работ.
Требования к подготовке выпускников в области информатики и
ИКТ
В
результате изучения информатики и ИКТ ученик должен
знать/понимать
·
виды информационных процессов; примеры источников и
приемников информации;
·
единицы измерения количества и скорости передачи информации;
принцип дискретного (цифрового) представления информации;
·
основные свойства алгоритма, типы алгоритмических
конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие
вспомогательного алгоритма;
·
программный принцип работы компьютера;
·
назначение и функции используемых информационных и
коммуникационных технологий;
уметь
·
выполнять базовые операции над объектами: цепочками
символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства
этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
·
оперировать информационными объектами, используя графический
интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты,
архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню
и окнами, справочной системой; предпринимать меры
антивирусной безопасности;
·
оценивать числовые параметры информационных объектов и
процессов: объем памяти, необходимый для хранения
информации; скорость передачи информации;
·
создавать информационные объекты, в базе данных;
·
искать информацию с применением правил поиска (построения
запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных
источниках информации (справочниках и словарях, каталогах,
библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным
учебным дисциплинам;
·
пользоваться персональным компьютером и его периферийным
оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным
проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать
требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и
ресурсосбережения при работе со средствами информационных и
коммуникационных технологий;
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни
для:
·
создания простейших моделей объектов и процессов в виде
изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц,
программ (в том числе – в форме блок-схем);
·
проведения компьютерных экспериментов с использованием
готовых моделей объектов и процессов;
·
создания информационных объектов, в том числе для оформления
результатов учебной работы;
·
организации индивидуального информационного пространства,
создания личных коллекций информационных объектов;
· передачи информации по телекоммуникационным каналам в
учебной и личной переписке, использования информационных
ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и
этических норм.
Перечень
учебно-методических средств обучения
1.
Угринович Н.Д. Информатика и
ИКТ: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. – 2-е изд., испр.–
М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009 г.
Перечень
средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные
средства
·
Компьютер
·
Проектор
·
Принтер
·
Модем
·
Устройства вывода звуковой информации — наушники для
индивидуальной работы со звуковой информацией
·
Устройства для ручного ввода текстовой информации и
манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
·
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой
информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон,
микрофон.
Программные
средства
·
Операционная система – Windows XP,
Linux.
·
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
·
Антивирусная программа.
·
Программа-архиватор.
·
Клавиатурный тренажер.
·
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый
редактор, растровый и векторный графические редакторы,
программу разработки презентаций и электронные таблицы.
·
Простая система управления базами данных.
·
Простая геоинформационная система.
·
Система автоматизированного проектирования.
·
Виртуальные компьютерные лаборатории.
·
Программа-переводчик.
·
Система оптического распознавания текста.
·
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных
систем или др.).
·
Система программирования.
·
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или
др.).
·
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
·
Программа интерактивного общения.
·
Простой редактор Wеb-страниц. |