Ломакин Александр Владимирович, учитель физики и математики

Ломакин Александр Владимирович
Учитель физики и математики 
МБОУ "Ладомировская средняя общеобразовательная школа
Ровеньского района Белгородской области"

Почетный работник общего образования РФ

Ладомировская средняя школа Белгородской области

 

Главная
Немного о себе
Размышления о жизни
Фото
Достижения
Моя гордость
Гостевая книга
Карта сайта

 

Село Ладомировка
Летопись села
Достопримечательности
Жители села
Администрация
ФАП  (медпункт)
Почта и сберкасса
Детский сад
Дом культуры
Библиотека
МТС
СПК "Ленинский путь"


Ровеньский район
Школы Ровеньского района

 

Моя школа
Летопись школы
Школьный музей
Новости школьной жизни
Учителя
Учителя-пенсионеры
Фотогалерея
Выпускники
Гимн и герб школы


Напишите мне
:
ladlav@yandex.ru

 

Рейтинги  сайта

 

  Яндекс.Метрика

  Яндекс цитирования

 

 

 

 

 

Технология развития критического мышления учащихся

 

Идея  развития критического мышления является достаточно новой для российской дидактики. Заговорили о целостной технологии развития критического мышления лишь в середине 90-х годов. Сторонников развития критического мышления учащихся достаточно много. Так, М. О. Чошанов, разрабатывая технологию проблемно-модульного обучения, пришел к выводу, что она продуктивна лишь тогда, когда школьники обладают критическим мышлением.

Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы. Критическое мышлениеэто способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

Цель технологии – обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.

Исходные научные идеи

Критическое мышление: способствует взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми; облегчает понимание различных «взглядов на мир»; позволяет учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности, создавать базу для новых типов человеческой деятельности.

 
 

Системы действий учителя и учащихся

     Этапы

       Действия учителя

     Действия учащихся

Этап «Вызов»

(актуализация субъектного опыта)

  1. Нарисуйте в тетрадях познавательный объект так, как вы его себе представляете.

  2. Посмотрите на свой рисунок и вспомните все, что вы знаете о познавательном объекте.

 3. В тетради нарисуйте таблицу («маркировочную таблицу»)  с тремя одинаковыми колонками.

  Рисует на доске таблицу.

  4. В левой колонке таблицы запишите все, что вы знаете о познавательном объекте.

  5. Обменяйтесь своими мнениями в паре.

  6. Давайте обсудим то, что у нас получилось (что же мы знаем о познавательном объекте?).

     Записывает на доске в левой колонке таблицы все, что говорят учащиеся. Первая колонка таблицы маркируется словом «Знаю».

 1. Каждый в тетради рисует познавательный объект так, как его себе представляет.

 2. Вспоминают все, что связано с рассматриваемым познавательным объектом.

 3. Рисуют маркировочную таблицу.

 

 

 

 4. Записывают в левую колонку все то, что вспомнили о познавательном объекте.

 5. Обмениваются друг с другом своими знаниями.

 6. Каждый по очереди информирует класс о том, что он знает о  рассматриваемом объекте.

  Левая колонка таблицы маркируется словом «Знаю». Дополняют записи в левой колонке таблицы.

 

 

 Этап «Осмысление»

  1. Предлагает учащимся классифицировать записанные на доске знания  по каким-либо основаниям. 

 2. На доске оформляется структурно-логическая схема (в соответствии с проведенной классификацией).

 1. Предлагают основания для классификации полученных об объекте сведений.

 2. Записывают  структурно-логическую схему, обсуждая вопрос о распределении по предложенным основаниям полученных на предыдущем этапе сведений.

 Этап  «Чтение с пометками»

  1. Предлагает каждому ученику текст.

  2. Дает задание учащимся: читаем и делаем в тексте пометки (не более 10 минут).

         Пометки:

 «V” -  “знаю”;

  «-« – «противоречит моим первоначальным представлениям»;

  «?» – «хочу узнать»;

  «+» – «это для меня новое».

  3. Предлагает учащимся продолжить работу с маркировочной таблицей индивидуально.

  Маркирует две оставшиеся колонки таблицы : «Хочу узнать» и «Узнал новое».

  4. Предлагает учащимся обсудить данные, записанные в третьей колонке в ходе самостоятельной работы.

   Заполняет вместе с учащимися третью колонку таблицы «Узнал новое».

  5. Предлагает учащимся обсудить данные, записанные ими самостоятельно во вторую колонку таблицы «Хочу узнать».

   Заполняет в ходе обсуждения вторую колонку таблицы на доске.

  6. Задает по ходу обсуждения вопросы учащимся: «Как вы думаете, из каких источников мы можем об этом узнать?», «У кого есть энциклопедии?» и др.

  7. Дает установку на домашнее задание: «К следующему уроку необходимо ответить на возникшие вопросу по поводу новой информации. Если возникнут затруднения, попробуем разобраться вместе».

 1. Получают распечатку текста.

 2. Читают тест и на полях делают предложенные учителем пометки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 3. Самостоятельно в тетрадях заполняют маркировочную таблицу в соответствии со сделанными в тексте пометками.

 

 

 4. Участвуют в обсуждении.

  5. Участвуют в обсуждении.

 

 

 

 

 

 6. Отвечают на вопросы учителя. Предлагают свои варианты.

  

 

7.  Выбирают тему для сообщения в соответствии возникшими вопросами. Записывают домашнее задание.

 

 Этап «Рефлексия»

 1. Предлагает учащимся разные способы инициирования рефлексии учащихся.

 1. Проводят рефлексию.

 Этап «Домашнее задание»

  1. Предлагает домашнее задание:

  - напишите сказку (эссе и т.п.) (по выбору);

  - составьте структурно-логическую схему с учетом новых знаний (по выбору учащихся).

  1. Выбирают домашнее задание.

 
 
 

Основным критерием  оценки результата является  критичность мышления, которая может быть раскрыта через следующие показатели: оценка (Где ошибка); диагноз (В чем причина?); самоконтроль (Каковы недостатки?); критика (Согласны ли вы? Опровергните. Приведите контраргументы?); прогноз (Постройте прогноз).

Ограничения:

       1.Подготовка специального содержания текстов.

       2. Невысокий уровень сформированности у школьников умений самостоятельной работы. 

 
  Урок изучения нового материала по технологии развития критического мышления
Физика 9 класс. Тема "Лампа накаливания" (УМК Громов С. В., Родина Н.А.) Открытый урок во время прохождения аттестации
Скачать урок
 

Из опыта работы...

Физика
Астрономия
Разработки уроков
Предметные недели
Внеклассные мероприятия
Физический кружок
Тесты
Контрольные работы
Самостоятельные работы
Рабочие программы ФГОС
Рабочие программы ФК ГОС
Кабинет физики
Тематическое планирование
Исследовательская работа
Сайты учителей физики

 

Информатика
Разработки уроков
Тематическое планирование
Рабочие программы
Олимпиадные задания
Внеклассная работа
Тесты
Самостоятельные работы
Контрольные работы
Практические работы
Кабинет информатики

 

Математика
Тематическое планирование
Контроль знаний
Рабочие программы
Разработки уроков
Внеклассная работа
Экзамены

 

АПО
Нормативная база
Обобщение опыта

 

Методическая работа
Доклады
Новые технологии
Мастер-класс
Документация
Локальные акты
РМО учителей информатики
ММО учителей-предметников

 

Воспитательная работа
Документация
Собрания
Творческие работы учащихся
Разработки мероприятий
Новогодние мероприятия

 

 
Поиск информации по сайту
Найти: на ladlav.narod.ru на Народ.Ру на Яндексе

Дата последнего обновления: 29.06.2017 г
© А. В. Ломакин, 2009-2021.  All rights reserved